Page 223 - Советский миф в судьбе Урала
P. 223

родная стихия бросала вызов человеку. И это давало ощущение
остроты, подлинности существования.

         Если в кино и литературе героями становятся скорее
ученые, физики, молодые интеллектуалы, то персонажами кар-
тин художников «сурового стиля» – полярники, геологи, строи-
тели, рыбаки и так далее. Героизация повседневных трудовых
буден, поэтизация обыденного, строгая и мужественная роман-
тичность становятся признаком нового живописного стиля. Те-
атральной искусственности и велеречивой сочиненности сюже-
тов прежнего искусства художники противопоставили лаконизм
и концентрированность образов.

         Их картины заполнили тяжеловесные, подчеркнуто ог-
рубленные фигуры рабочих с обветренными лицам, натружен-
ными руками. Почти плакатные в своей прямоте и статичности
образы, воплощали в себе сосредоточенно-упорную силу тех, в
ком художники видели хозяев земли. Как правило, герои картин
оказывались изображенными не в действии, а некоем молчали-
вом предстоянии перед потенциальными зрителями. Художники
словно опасались, что распознанные ими новые свойства окру-
жающего мира иначе могут рассеяться. Декларативная «суро-
вость» образов строителей и рабочих была для столичных ху-
дожников знаком общественного обновления и формой сопро-
тивления угрозе отката к прежнему состоянию страны.

         Конечно, много было в этом и от романтики времени.
Ощущение освобождения, ломки и переустройства мира, пре-
одоления границ (включая падение «железного занавеса»), пи-
тали революционность сознания шестидесятников, совпавшую с
присущим молодежи во все времена стремлением испытать се-
бя, свои силы. Утверждение о том, что «в жизни всегда есть ме-
сто подвигу», стало на некоторое время рефреном газетной пуб-
лицистики, официальной пропаганды и девизом молодого поко-
ления.

         Придуманность подвига искупалась искренностью и ве-
рой шестидесятников. Героическая ситуация в жизни и искусст-
ве моделировалась как аргумент в пользу утверждения значи-
тельности «эпохи строительства коммунизма».

         «Шестидесятники» воспевали Романтику и Дорогу, но
сами оставались в столице, они определили свой мир, они

                                            222
   218   219   220   221   222   223   224   225   226   227   228