Page 222 - Советский миф в судьбе Урала
P. 222
Прежде советский миф о самой передовой стране в мире,
построенном социализме и счастливой жизни советских людей
воплощался в «высоких» формах государственного стиля ста-
линской эпохи. Советской действительности полагалось высту-
пать исключительно в «возвышенном» художественном «обли-
чии» академической живописи, эпических кинолент, симфоний
и поэм. Стремление разорвать с прошлым в общественной атмо-
сфере страны, в искусстве – приобрела характер художественно-
эстетической оппозиции сталинскому стилю, влекущей за собой
изменение всей художественной системы, изобразительного
языка искусства, его образной структуры, требование поиска
новых тем и героев.
Одним из наиболее ярких выражений идейно-
художественных поисков в советской искусстве 1960-х годов
стало возникновение движения молодых художников, получив-
шее в критике название «сурового стиля». В качестве альтерна-
тивы правде «Кубанских казаков», «Свинарки и пастуха» шес-
тидесятники выдвинули свое понимание действительности.
Отказываясь признать сложившийся порядок вещей чем-
то окончательным, завершенным, молодежь была полна реши-
мости доказать, что сталинизм – это отдельный эпизод (скорее
случайный, чем закономерный) на пути построения коммуниз-
ма. Главной становилась задача расшевелить общество, вернуть
ему подвижность, революционный динамизм развития. Сама
действительность должна была предстать как находящаяся в
процессе становления, то есть еще несовершенная, внутренне
конфликтная, наполненная борьбой.
Чтобы обрести такое ощущение современности, шести-
десятникам нужно было буквально почувствовать на себе «со-
противление материала», испытать напряжение сил и нервов.
Трудности не избегали – их искали. Для столичных художников
«сурового стиля», как и вообще шестидесятников, было понят-
но, что столкновение с реальностью надо искать за пределами
Ойкумены. Там, на Севере, в геологических партиях, на сибир-
ских стройках, морских нефтепромыслах, где существование
рабочего человека по-прежнему оставалась каждодневным ис-
пытанием твердости характера и крепости мускул, жизнь обора-
чивалась своей грубой и не приглаженной стороной. Здесь при-
221