Page 230 - Советский миф в судьбе Урала
P. 230

скульптурой (делая отливки из бронзы во время работы в ноч-
ную смену).

         Начинал Неизвестный в 1940-1950-ые годы с почти клас-
сических по духу работ213. В реалистической, и даже отчасти
академической манере выполнены и работы, созданные им в
этот период в Свердловске. В то же время скульптор вниматель-
но изучал опыт русского и мирового авангарда, абстрактного
искусства. В своих экспериментах с формой он искал новые
возможности и способы для выражения волновавших его идей.
Пластика его произведений становится все более экспрессивной,
повышенно динамичной, деформирующей, как бы взрывающей
изнутри привычные формы. Главной темой художника стано-
вится, как было замечено, «человек, страдающий, борющийся,
сомневающийся, побеждающий и побежденный». А произведе-
ния Неизвестного становятся все менее похожи на официальное
искусство тех лет.

         «Апофеозом» долго назревавшего конфликта с властью
стало произошедшее в декабре 1962 года на открытии выставки,
посвященной 30-летию МОСХа в Манеже, столкновение Неиз-
вестного с Хрущевым, когда последний обвинил скульптора в
том, что он «проедает народные деньги, а производит д***», что
его искусство не понятно и ненужно народу. Вскоре после это-
го, отвечая на обвинения в том, что он своим «экспериментатор-
ством» в пластике, деформациями форм просто маскирует свое
неумение работать в реалистической манере, Неизвестный в аб-
солютно жизнеподобной манере вылепил мускулистого стале-
вара в кожаном фартуке, выливающего из ковша сталь в форму.

         Среди всего того из недавнего прошлого страны, что
подверглось пересмотру и переоценки особое напряженное
внимание оказалось привлечено к Великой Отечественной вой-
не. Война начинает все больше осмысляться как величайшая
народная трагедия и народный подвиг. Ее характер, ее ход ока-
зываются не сводимы к «десяти сталинским ударам».

213 «Торс» (1949), являющийся его студенческой работой, был приоб-
ретен Третьяковской галереей, демонстрировался на Международой
выставке во время Всемирного московского молодежного Фестиваля
1957 года и был отмечен бронзовой медалью.

                                            229
   225   226   227   228   229   230   231   232   233   234   235