Page 170 - Очерки истории культуры Урала
P. 170
прежние времена экспонировавшиеся на выставках в Москве и
Санкт-Петербурге, Перми и Екатеринбурге, так и остались исто-
рическим раритетом.
***
Судьба традиционных уральских промыслов в ХХ в. во многом
схожа: они утрачивают свою самобытность, уходят мастера, про-
изводится только то, что тиражируется промышленным способом,
затем, на новом этапе, затрачиваются огромные усилия, чтобы
промысел восстановить.
В 60-е гг. ХХ в. происходит новое открытие народной культу-
ры, понимается ее значимость. Художественный промысел рас-
сматривают как на носителя «коренных народных традиций»
(правда, в большей степени это относится к традиционным фор-
мам крестьянского искусства). Осознается художественную зна-
чимость декоративно-прикладного искусства, признается сила его
воздействия на человека и роль в организации предметной среды.
Начинают устраивать выставки, на которых представляют работы
мастеров из фарфора и керамики, металла и текстиля.
Уральские промыслы были не просто формой народного ис-
кусства, они в то же время были формой самосознания жителей
региона, их освоения окружающего мира, их способа преобразо-
вывать жизнь «по законам красоты». В советское время они стали
скорее «визитной карточкой» Урала, его эмблемой, свидетельст-
вом того, что все уже в прошлом. Возрождение уральских промы-
слов – это еще и путь к восстановлению истинной истории, реаль-
ных связей со своей культурой, воплотившейся в оригинальных и
самобытных формах.
3.3. Традиции религиозного искусства Урала
Пермская деревянная скульптура
В XVII в. был принят указ, запрещающий ставить в храмах де-
ревянную скульптуру. Она казалась близкой языческим идолам (в
местах, где жили «новообращенные народы», зачастую так и бы-
ло). Исключение было сделано для очень немногих, особо почи-
таемых изображений, например, для деревянной статуи Николы
Можайского и некоторых изображений Параскевы Пятницы. Все
остальные иконы-скульптуры должны были свозиться в Петер-
169