Page 165 - Очерки истории культуры Урала
P. 165

Месторождения белой глины на Урале открыли широкую воз-
можность для развития фарфоро-фаянсовой промышленности
края. Наиболее известным был завод, основанный семьей Фетисо-
вых в Шадринске. На фабрике изготовлялись: разнообразная посу-
да, курительные трубки, детские фарфоровые игрушки. Число из-
готовленных изделий, например, в 1828 г. составило 2 705 800
штук. Расходилась продукция по всему Уралу, Сибири, вплоть до
Иркутска, Средней Азии.

    Фарфоровая и фаянсовая посуда редко украшалась ручной
росписью. Обычно рисунок гравировался на медных досках, печа-
тался на бумаге, которую затем наклеивали на посуду. При обжиге
в печи бумага сгорала, оставляя красочный рисунок на изделии.
Сюжеты рисунков в большинстве случаев заимствовались из жур-
налов, гораздо реже изображали местные пейзажи или портреты
любимого в народе Ермака Тимофеевича.

    Уральский красильный промысел
    Продолжительное время считалось, что народное искусство,
как оно бытовало в европейской части России, на Урале отсутст-
вовало, так как край заселялся пришлыми людьми. И если за гор-
нозаводскими промыслами признавалась самобытность, исследо-
валась их уникальность и своеобразие, то явления прикладного
искусства уральских деревень долгое время оставались не только
не изученными, но само существование самобытного уральского
народного искусства подвергалось сомнению.
    Лишь в 60–70-е гг. XX в. экспедиции Московского научно-
исследовательского института художественной промышленности
предприняли попытку серьезного обследования некоторой части
Свердловской области, в результате которой удалось не только
«обнаружить» самобытные росписи по дереву, но, по сути, начать
систематическое исследование уральской крестьянской живописи.
Появилась возможность выделить особенности красильного про-
мысла на Среднем Урале. Так было выявлено «недостающее зве-
но», связывающее росписи европейской России и Сибири.
    Наиболее полно образцы уральской росписи крестьянских до-
мов сохранились в коллекции Нижнесинячихинского музея-
заповедника.
    Параллельно с миграцией населения на Урал начинается хри-
стианизация края, появляется необходимость культового строи-
тельства. Мастера-иконописцы зачастую расписывали не только

                                                164
   160   161   162   163   164   165   166   167   168   169   170