Page 173 - Очерки истории культуры Урала
P. 173
ма. На Урал иконы попадали разными путями: их привозили с со-
бой переселенцы, их заказывали в других городах для строящихся
храмов, их писали местные иконописцы.
Строгановская школа иконописи
В иконописи конца XVI – начала XVII в. получило распро-
странение своеобразное направление – строгановская икона. Боль-
шинство икон этого стиля были заказаны Строгановыми и созда-
вались в Москве в Оружейной палате. Среди основных стилевых
особенностей икон строгановской школы называют камерный, мо-
литвенный характер образа, манерность движений и поз изобра-
женных фигур, плотный оливково-охристый фон, контрастирую-
щий с яркими красками, миниатюрность письма, тщательно про-
работанные детали, применение чернения по золоту.
«Строгановская школа» – это искусство иконной миниатюры.
Художников-иконописцев строгановской школы волнует не фило-
софское содержание иконы, а красота формы, в которой можно
запечатлеть богатый духовный смысл. «Тщательное, мелкое пись-
мо, мастерство отделки деталей, изощренный рисунок, виртуозная
каллиграфия линий, изысканность и богатство орнаментации, по-
лихромный колорит, важнейшей составной частью которого стало
золото, и даже серебро, – вот составные компоненты художест-
венного языка, ценимого мастерами «строгановской школы» и их
заказчиками»72, – пишет искусствовед Д. Сарабьянов.
В Богоявленской церкви Соликамска был резной деревянный
иконостас с богатейшим собранием икон строгановской школы
живописи XVIII–XIX вв. Царские врата, центральная часть компо-
зиции иконостаса, были покрыты ажурной резьбой. Рамы (киоты)
для икон обрамлял затейливый растительный орнамент. Венчала
царские врата украшенная цветочными гирляндами и резным
солнцем «коруна» (корона). А в этом резном великолепии – иконы,
отличающиеся «ювелирной точностью письма», обильно укра-
шенные золотом и эмалями.
В Сольвычегодске находились «иконные горницы» Строгано-
вых, которые исследователи рассматривают как ответвление мос-
ковских. С сольвычегодскими горницами связаны имена таких
мастеров как Григорий, Богдан Соболев, Михайлы и др. Для обу-
чения иконописанию и резьбе в вотчинных имениях Строгановых
72 История русского и советского искусства / Под ред. Д. В. Сарабьянова. – М.,
1979. – С.8.
172