Page 167 - Очерки истории культуры Урала
P. 167

дилось место для кухни, где размещали бытовую утварь, пекли
хлеб, готовили пищу. Иногда кухня отделялась от всего простран-
ства дома ситцевой занавеской. Красный угол, вплоть до полатей,
был местом для приема гостей, совершения обрядов.

    Уральская домовая роспись поражает своей монументально-
стью: расписываются сени, изба, горница, а в них стены, простен-
ки, потолки, двери, голбцы, полати и многое другое.

    Как отмечают исследователи, истоки мотивов росписи, по всей
видимости, нужно искать в древнерусском искусстве, символике
языческой Руси, частично перешедшей в христианство и допол-
ненной фантазией народных художников. Росписи решались в
едином стилевом ключе, объединившем традиционную народную
и иконописную манеры письма.

                                                 Фрагменты домовой росписи.
                                                 Нижне-Синячихинский
                                                 музей-заповедник
    Основой композиции обычно являются дерево, куст, ветка, бу-
кет, круг-венок, а на них цветы и плоды причудливых форм. Среди
«обитателей» этого «райского сада» мы видим певчих птиц и экзо-
                                                166
   162   163   164   165   166   167   168   169   170   171   172