Page 168 - Очерки истории культуры Урала
P. 168
тических павлинов, сказочных сиринов и жар-птиц, а рядом –
уральских сов, филинов, гусей, тетеревов.
В росписях присутствует и человек, его изображают как героя
лубочных картинок: вот молодая супружеская пара, вот жена, по-
сылающую мужу птицу-вестника и т. п. Сценки носили по пре-
имуществу жанрово-бытовой характер, хотя бытовали и историче-
ские сюжеты (было обнаружено изображение первого в России
паровоза Черепановых, сооружение Великой Сибирской железно-
дорожной магистрали). В одной избе обнаружена роспись с несу-
щимся под парами паровозом с тремя вагонами.
«Сады» обычно изображали в простенках, полатный брус рас-
писывали вытянутыми в горизонталь гирляндами или букетами из
цветов и ягод, на потолке размещали венки или солнце.
Роспись дома встречала входящего практически у самого вхо-
да. На обратной стороне двери часто изображали древо жизни с
птицей на вершине, на стенке голбца – пышный вазон с цветами
или стилизованные бытовые сценки, действующими персонажами
которых были не только люди, но и птицы и звери; на двери, кото-
рая вела в подполье, художники изображали круг солнца и древо
жизни.
Особое значение в доме имел «красный угол» с божницей. Его
расписывали несложными, приглушенными по цвету, аккуратно
выполненными композициями вазонов с цветами. Изображение
зверей или птиц считалось неуместным.
Мастера разных местностей отличались характером декориро-
вания композиции: пышными – у вятских народных художников,
более линейно-графичными – у кармакских.
Роспись избы выполнялась обычно масляными красками теп-
лых тонов: красно-коричневыми или их оттенками. Дополнением
служили половики, занавески, лоскутные одеяла, рушники. Распи-
сывались не только стены, но и мебель, домашняя утварь, орудия
труда и быта: цветочный орнамент наносили на «лицевую» часть
шкафа, у комода «разделывались» боковые стенки «под мрамор»
или «под орех»; обеденный стол окрашивался синим, красным, зе-
леным или светло-коричневым цветом, в центре столешницы изо-
бражался круг – символ жизни; украшались росписью прялки,
ткацкие станы, коромысла, деревянные ведра и миски, кади, бура-
ки-туеса, встречались разрисованные телеги и сани.
В декорировании предметов быта сложились самобытные, пе-
рекликающиеся между собой композиции, тесно связанные с ме-
стной традицией мотивами росписи, ритмикой узоров, колоритом,
167