Page 175 - Очерки истории культуры Урала
P. 175
Расцвета иконописная школа достигла в конце XVIII – первой
половине XIX в., когда работали семьи Богатыревых, Черноброви-
ных, Анисимовых, позднее – Филатовых, Романовых, Калашнико-
вых и др. Мастера иконописи создавали как небольшие домашние
иконы, так и монументальные многоярусные иконостасы, «заво-
дили» мастерские в других городах, распространяя свое влияние
на весь Урал.
Характерной особенностью невьянской школы иконописи яв-
ляется ее тесная связь с древнерусской традицией, выразившаяся в
ориентации на иконографию конца XVI–XVII вв. Но, писанная в
более позднее время, она отражает влияние новоевропейских тен-
денций – элементы барокко и классицизма также нашли свое от-
ражение в невьянской иконе.
Как пишут исследователи, «в невьянской иконописи, которая
опиралась на традиции многих живописных школ Древней Руси,
слились воедино их лучшие черты. <...> Самое выразительное в
иконах невьянских мастеров – прекрасные лики. Можно говорить
о двух основных их типах <...>. Один тип ликов идет, вероятно, от
иконописи ХVII в., которая была продолжением новгородских
традиций. Для нее характерны несколько жесткий, графичный ри-
сунок: резко очерченный нос, рот, подбородок, скулы, глаза с тя-
желыми нижними веками, изогнутые брови, морщины на лбу <...>.
В ликах второго типа просматриваются великоустюжские тради-
ции, преломленные в ярославской иконописи <...>. Эти лики более
живописны, отличаются <...> тонкостью, легкостью письма»73.
Иконы невьянской школы хранятся сейчас в музеях Екатерин-
бурга, Перми, Челябинска, Нижнего Тагила и в частных коллекци-
ях. Впечатление, которое производят лики, сродни ощущению че-
ловека, впервые пришедшего в храм: изумление и праздник. Крас-
ки иконы завораживают, притягивают взгляд, и почти слышится
звучание духовных стихов. Невьянским иконам свойственна чис-
тота цвета, широкое использование золота, роспись одежд круп-
ными цветами или бутонами, похожими на те, которые можно об-
наружить на тагильских подносах или в домовой росписи (что
свидетельствует о тесной связи всех ветвей искусства Урала). Раз-
витием древнерусской традиции в невьянской иконописной школе
можно назвать использование мастерами элементов современной
73 Гончарова Н. А., Губкин О. П., Рунева Т. А. Иконописное наследие Урала:
истоки и пути развития // Невьянская икона: Альбом-каталог. – Екатеринбург,
1998. – С.9.
174