Page 169 - Очерки истории культуры Урала
P. 169

всей системой образности, выражающей народное мироощущение
и индивидуальность мастера. Росписью покрывали печи, мебель,
двери, домашнюю утварь, орудия труда. Ярким узором украшали
дом не только изнутри, но и снаружи.

    В 1960–1980-е гг. в г. Туринске Свердловской области начали
изготовлять сувениры из дерева, расписывая их в традиционной
манере уральской домовой росписи.

    Художественная обработка бересты
    Обрабатывать бересту начинают в глубокой древности (нахо-
дили бересту с узорами, относящуюся ко II тыс. до н.э.). Традици-
онно бересту сшивали, украшали тиснением, резьбой, росписью. У
коренных народов Урала встречается выскабливание, гравирова-
ние, чеканка бересты. Из бересты изготовляли различную хозяйст-
венную утварь: посуда служила для хранения продуктов, сбора
грибов и ягод, переноски грузов.
    У финно-угорских народов Урала сложился особый стиль де-
корирования изделий из бересты. Они наносили геометризирован-
ный узор, сходный с меховой мозаикой в одежде (известные моти-
вы «олень», «медведь», «глухарка», «березовая ветвь»).
    У русского населения также было принято декорировать бере-
стяные изделия. Так, б популярностью пользовались бураки-туеса,
украшенные росписью или тиснением. Наиболее известные места
промысла – Нижний Тагил и Нижняя Салда. Бураки делали разных
размеров: большие (на 4–5 литров), и поменьше (на литр и не два
стакана). Чаще всего расписывали маленькие, подарочные бурач-
ки. В первой половине XIX в. в украшение бураков вошла тради-
ция центрических композиций с почти симметричным букетом,
которая использовалась на протяжении всего существования про-
мысла.
    Промысел угасает в 1930-е гг. Во многом это связано с заменой
деревянных изделий металлической и стеклянной посудой. На бе-
рестяные изделия стали смотреть как предметы «отсталого», дере-
венского быта, отдавая явное предпочтение «городским».
    Попытка возрождения бурачного промысла была предпринята
в 1960-е гг., когда на Нижнетагильский завод эмалированной по-
суды были приглашены мастерицы, которые должны были вспом-
нить и, насколько возможно, возродить традицию бурачной роспи-
си. Однако эта попытка так и осталась экспериментом, практиче-
ски не получившем развития. Уральские изделия из бересты, в

                                                168
   164   165   166   167   168   169   170   171   172   173   174