Page 172 - Очерки истории культуры Урала
P. 172

ным изображением был «Иисус сидящий», с поднятой к лицу пра-
вой рукой и лежащей на коленях левой, в которой иногда зажата
палка или ветвь, на голове терновый венок. Такую статую поме-
щали в церкви в специальную «темницу», одевали в одежды, кото-
рые менялись в зависимости от христианского календаря: на Стра-
стной неделе покрывали скульптуру черным бархатом, на Пасху
облекали в светлую парчу. Иногда Христа наряжали в традицион-
ную одежду коми-пермяка (синий шабур, перепоясанный узорным
поясом). На шею надевали цепь с крестом. И, как и принято в пра-
вославных храмах, перед изображением зажигали лампаду.

    Местное население почитало эти скульптуры, с ними связыва-
ли удачи или несчастья, им оставляли разнообразные кушанья и
пожертвования. Считалось, что скульптуры могут быть недоволь-
ны, если их перемещают с места на место. Рассказывали, что пере-
несенная в другое место, скульптура возвращалась по ночам в свой
старый «дом».

    Деревянная скульптура типологически связана с традициями
древнерусского искусства и со средневековой европейской тради-
цией. Столь нехарактерная для русской церкви скульптура была
основным элементом европейского храма. Неслучайно современ-
ные исследователи находят общие черты в пермской храмовой
скульптуре и в религиозной пластике Западной Европы.

    В пермских храмах деревянная скульптура сохранялась вплоть
до начала XХ в. Сохранившиеся памятники деревянной храмовой
скульптуры (их около 370) представлены в экспозиции Пермской
художественной галереи.

    В период XVII – начала XVIII в. в оформлении внутреннего
убранства храма особое место занимает иконостас на алтарной
стене. Храмовая скульптура, присутствовавшая до этого в цер-
ковном интерьере, меняет свое значение и место, приближаясь по
типу к рельефной иконе.. Такие резные иконы дошли до сего-
дняшнего дня.

    Иконопись на Урале
    В неразрывной связи с архитектурным убранством соборов на-
ходился внутренний облик храмов. В русских храмах особое место
принадлежало иконе. Ее называли «умозрением в красках». В
иконном изображении верующий человек мог, не зная грамоты,
постичь основные догматы веры. Иконы с ликами Спаса, Богоро-
дицы, святых создавали неповторимый образ православного хра-

                                                171
   167   168   169   170   171   172   173   174   175   176   177