Page 174 - Очерки истории культуры Урала
P. 174

отбирались мальчики «из служительного клана», имевшие склон-
ности к рисованию. Их направляли в иконописные мастерские Но-
вого Усолья или Ильинского, где из них готовили настоящих мас-
теров. Иногда их обучали мастера Москвы и Нижнего Новгорода.

    …В коллекции Пермской картинной галереи хранятся иконы
строгановской иконописной школы, поступившие в музей в 1920–
1940-е гг. из разрушенных храмов Усолья, Слудки, Орла, Верхне-
чусовских городков. Строгановскую икону можно встретить в со-
браниях Государственного Русского музея и Третьяковской гале-
реи. Памятники строгановской школы представляют собой заме-
чательное явление позднего средневекового искусства Руси.

    Невьянская школа иконописи
    Исследователи русских иконописных школ знают новгород-
скую, московскую, псковскую, строгановскую школы. О невьян-
ской школе споры не утихали вплоть до самого последнего време-
ни. Но, как сегодня становится ясно, такая школа существовала,
была по-своему уникальной и изучение работ, принадлежащих
иконописцам уральской школы, становится насущной научной за-
дачей.
    Школа иконописи, именуемая невьянской, получила свое на-
звание от уральского города Невьянска, с XVIII в. бывшего не
только демидовской столицей, но и центром старообрядчества.
Еще не до конца осознанно, что значило само движение старове-
ров и какое значение оно имело для развития Урала. «Ревнители
древлего благочестия», как они себя называли, фактически зало-
жили основы уральской промышленности. И не только промыш-
ленности. Сам уклад их жизни оказывал сильное влияние на окру-
жающих. Гонимые, они ощущали себя хранителями Истины в ми-
ре, погрязшем во зле...
    Как отмечают исследователи, послепетровские события, а осо-
бенно разгромы старообрядческих скитов в европейской части
России, привели к тому, что на Урале сосредоточились самые
большие силы староверов. В скитах, находившихся в окрестностях
Невьянска, с середины XVIII в. работали мастера-старообрядцы,
хранившие традиции дониконианского иконного письма. Среди
заказчиков были старообрядцы – промышленники, торговцы, куп-
цы, даже золотопромышленники и заводовладельцы. Покрови-
тельство богатых заказчиков позволило создать мастерские в Не-
вьянске и Тагиле.

                                                173
   169   170   171   172   173   174   175   176   177   178   179