Page 166 - Очерки истории культуры Урала
P. 166

храмы, но занимались декоративной росписью бытовой утвари и
интерьеров. Мастеров, занимавшихся росписью домов, называли
красильщиками, или крашельщиками.

    «Бывали случаи, когда в росписи культовых построек участво-
вали красильщики. Но немногим доверялась эта работа. Известно,
что красильщики расписали травным и цветочным орнаментами
деревянную церковь Кыртомского мужского монастыря, располо-
женного на севере Алапаевского района, а также три деревянные
часовни в деревнях Карпова (Верхотурский р-н), Кокшарова
(Верхнесалдинский р-н), Останина (Алапаевский р-н). Часовни в
настоящее время находятся на территории Нижнесинячихинского
музея-заповедника»71.

    Обычай расписывать дома, по-видимому, появился в начале
XIX в. Появление росписи в крестьянском доме, даже если и носи-
ло поначалу случайный характер, достаточно органично вошло в
народный быт. Роспись отражала единство с окружающей приро-
дой, выражала народную мечту о райской жизни и представления
о красоте.

    Центрами «малярного промысла» были Кострома, Вятка, Тю-
мень. Красильщики пользовались популярностью на довольно
большой территории. Так, тюменские красильщики добирались на
востоке до Барнаула, на юге – до казахских степей, на севере – до
Тобольска и Верхотурья, на западе – до Челябы и Екатеринбурга.
В народе за ними закреплялись прозвища, в зависимости от мест-
ности – «тюменские», «кармацкие» (от названия деревни).

    Росписи в уральских крестьянских домах делались вплоть до
20-х гг. ХХ в., когда крестьяне стали отдавать предпочтение одно-
тонной окраске или грунтовке стены.

    Домовая роспись
    Архитектура крестьянской избы всегда удивляла исследовате-
лей своей четко продуманной планировкой. Сам дом внешне ка-
зался небольшим, но внутри был широк и просторен. Условно из-
бу членили на три функциональные части: «прихожая» – подпа-
латный угол, где раздевались, оставляли верхнюю одежду, умыва-
лись. В верхнем ярусе этой части справа от двери располагалась
печь, слева – полати. На полатях и печи спали. Перед печью отво-

71 Каталог уральской народной росписи крестьянских домов и предметов быта
в собрании Нижне-Синячихинского музея-заповедника. – Свердловск, 1988. –
С. 35.

                                                165
   161   162   163   164   165   166   167   168   169   170   171