Page 171 - Очерки истории культуры Урала
P. 171
бург, во двор Священного Синода для последующего сожжения.
Так были утрачены многие скульптуры.
Пермяки же продолжали создавать и почитать своих языческих
божеств. Тогда был найден компромисс: пермским умельцам пра-
вославная церковь разрешила воплощать образы святых в дере-
вянной скульптуре. Вырезали скульптуры Параскевы Пятницы,
Иоанна Богослова, Марии Магдалины, Иисуса Христа, особенно
много было изображений св. Николы. Народные мастера в кано-
ническое изображение святого вносили собственное представле-
ние о его облике. Так, образ Параскевы Пятницы из села Ныроб
был трактован в духе народных поверий: непропорционально
большая голова, удлиненные черты лица, большие глаза, сильно
выступающий нос, сжатые тонкие губы, плоскостные формы, при-
дававшие аскетический вид всей фигуре. Традиционно скульптура
раскрашивалась цветными красками.
Спаситель в темнице.
Резная фигура.
Чердынь. Начало ХХ в.
Фотография
С.М. Прокудина-Горского
В отношении к «деревянным богам» совмещались христиан-
ские и языческие традиции. Это особенно хорошо видно на при-
мере скульптурных изображений Иисуса Христа. Распространен-
170