Page 164 - Очерки истории культуры Урала
P. 164
вот женщина-крестьянка достает воду из колодца, эта бытовая
сценка свободно располагается по всему полю изразца.
Изразец. Конец XVII в.
Свердловский областной
краеведческий музей
Многоцветные изразцы расписывались по белому фону светло-
зеленой, желтой, коричневой красками. В центре изображались
мужские фигуры в стиле лубочных картинок. Фигуры были обри-
сованы тонкой, четкой коричневой линией и вместе с надписью
заключены в прямоугольную рамку. По самому краю изразцы ук-
рашались цветным орнаментом.
В конце XIX в. в Екатеринбурге был построен гончарно-
печной завод П. Ф. Давыдова, на котором кроме всего прочего из-
готовлялись на заказ наборы изразцов для печей и каминов. Неко-
торые из них покрывались блестящей белой эмалью и украшались
лепниной.
Изразцы являются еще одним свидетельством, как тесно в
культуре Урала переплетались утилитарное и художественное.
На Урале были и кустарные промыслы, «работавшие глину». В
основном, конечно, делалась посуда, но изготовлялись и игрушки.
Известны старинные вятские промыслы в слободе Дымково, и бо-
лее поздние по времени таволожские (д. Нижние Таволги под Не-
вьянском). О дымковской или филимоновской игрушке все знают,
о таволожской известно меньше. Отчасти потому, что изготовле-
ние игрушек или свистулек не было самостоятельным промыслом:
в свободное время для своих или соседских детей, реже на прода-
жу, лепил их уральский мастер. Отличались они особым видом де-
корирования – не цветом, а глазурованием отдельных частей.
163