Page 53 - Школьный музей в мире современных технологий: проблемы и перспективы
P. 53

изменения в образовательной системе или институции; либо как направление
психолого-педагогической деятельности, ставящей целью обеспечить преобра-
зование человека и межличностных отношений в рамках образовательных про-
цессов; либо в системе социально-педагогического проектирования, ориентиро-
ванного на изменение социальных условий и решение социальных проблем пе-
дагогическими средствами.

Жанры школьных музеев

       Если направленность педагогических проектов в школьном музее зависит
от задач, которые ставит и решает перед собой учитель, то проекты школьников
отчасти «заданы» жанром, в котором существует школьный музей. Понятие
жанра пришло в музееведческие работы из эстетики и первоначально означало
исторически сложившееся единство формальных и содержательных особенно-
стей художественного произведения, определяющих его тематические, струк-
турно-стилистические и функциональные особенности.

        Жанр школьного музея – это соответствие деятельности музея каким-
либо сложившимся / устоявшимся в культуре формам. Среди жанров школьных
музеев исследователи выделяют: 1. Музей–экспозиция (выставка). 2. Музей–
мастерская (студия). 3. Музей–лаборатория.4. Музей–клуб, музей–театр. 5. Му-
зей–адаптационный центр. 6. Музей–экскурсионное бюро.7. Музей–игротека. 8.
Музейное кафе. 9. Музей–ярмарка29. В названиях жанров акцентируются при-
нятые в современной культуре формы. Описание особенностей обозначенных
жанров представлено в Методических рекомендациях по организации деятель-
ности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений (При-
ложение 3).

       Конечно, предлагаемые жанры могут рассматриваться педагогами-
практиками как ориентиры, а не как полное соответствие реально существую-
щей музейно-педагогической деятельности в школе. С нашей точки зрения, они
могут стать основой для инноваций.

       Нам кажется продуктивным включение в предложенный список еще не-
которых жанров, уже существующих в мире «взрослых» музеев и обладающих
способностью к «адаптации» в условиях школы.

       Музей новостей. Аналогом такого музея является американский Newseum
– музей в Вашингтоне, посвященный журналистике и реализации права на сво-
боду слова. Лучше всего идею музейных экспозиций передает название одной
из выставок: One Nation With News for All (можно перевести, как «Одна нация с
новостями для всех»). Основными музейными предметами становятся способы
подачи новостей и репортажные фотографии, а возникающие вокруг выставок
дискуссии и общественные обсуждения определяют критический взгляд на
роль СМИ в жизни наших современников.

29 Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведче-
ских объединений: Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной за-
щиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. № 06-11. С.4. URL:
http://turcentrrf.ru/d/358156/d/02_metodrek_deyatelshcolmuz.pdf.

                                                           53
   48   49   50   51   52   53   54   55   56   57   58