Page 51 - Школьный музей в мире современных технологий: проблемы и перспективы
P. 51

к взрослой жизни становится участие во «взрослых делах». Р. Харт предложил
метафору лестницы, чтобы показать, как организуется участие детей и молоде-
жи в различных проектах:

   1. Манипуляция, участие детей в проектах «на подхвате» или «для вида».
   2. Детское участие носит декоративную функцию, на самом деле дети не

       нужны, только выполняют конкретные поручения.
   3. Выполнение строго отведенной части работы, но дети понимают пробле-

       му/задачу в целом.
   4. Самостоятельная работа в общем проекте. Взрослые выступают только

       консультантами.
   5. Участие в проектах, инициированных взрослыми, участие в принятии

       решения.
   6. Участие в собственных, самостоятельно реализуемых проектах при под-

       держке взрослых.
   7. Участие в собственных, самостоятельно реализуемых проектах, когда у

       взрослых остается только право голоса27.

                         Рис. 5. Лестница участия детей в социально значимых
                                              проектах (по Р. Харту)

27 Roger Hart. Children’s Participation: from Tokenism to Citizenship // Innocenti Essays № 4, UNICEF, 1979,
http://www.unicef-irc.org/publications/pdf/childrens_participation.pdf. Фрагменты статьи в переводе на русский
язык: Харт Р. Участие детей: от симуляции к полноправию; перевод Н. Копелянскоѝ // Музей как пространство
образования: игра, диалог, культура участия. / Отв. ред. А. Щербакова. Сост.Н. Копелянская. – М. 2012. С.21-23.

                                                           51
   46   47   48   49   50   51   52   53   54   55   56