Page 50 - Школьный музей в мире современных технологий: проблемы и перспективы
P. 50

воспринимающего информацию. Вовлечение в орбиту создания и распростра-
нения информации людей, профессионально не являющихся, например, журна-
листами, стало лавинообразным с распространением социальных сетей. Ско-
рость и многовариантность выступают непременным качеством современного
коммуникативного поля (можно спорить, насколько это хорошо и каким обра-
зом воздействует на человека, но отрицать этот факт вряд ли получится).

       Пришедшее в язык из компьютерных технологий понятие Web 2.0, озна-
чающее такой способ функционирования информационно-коммуникационных
систем, при котором в результате сетевых взаимодействия и участия в них мно-
гих людей обеспечивается большая информационная насыщенность и мобиль-
ность в доступе и представлении различных материалов, стало основой для но-
вого понимания характера коммуникации с социально-культурными институ-
тами.

       Появились работы, рисующие современный социум как «общество 2.0», в
котором так же, как и в реальном мире, действуют механизмы социализации и
идентичности (через статусы в социальных сетях), удовлетворение разнообраз-
ных потребностей (через онлайн-сервисы и Интернет-магазины), самореализа-
ции личности (через различные формы творческой активности)24. Развитие
«Общества 2.0» тесно связано с развитием и распространением Интернета и со-
циальных активностей в виртуальном пространстве.

       Очевидно, что в «Обществе 2.0» должны быть востребованы соответст-
вующие институции. Музеологи и культурологи в последнее время активно об-
суждают особенности существования «Музея 2.0», или participatory museum –
«музей, развитие которого в существенной степени определяется его посетите-
лями, реальными и потенциальными, местным сообществом и партнерами»25.

       Культура участия становится в таком случае необходимым условием су-
ществования нового типа музея – не только «сокровищницы», но и коммуника-
тивной площадки – неформального пространства, созданного для плодотворно-
го общения и обсуждения проблемных ситуаций и/или идей представителями
различных социальных групп. В такой ситуации «музей готов отказаться от ро-
ли безусловного эксперта, вещающего с объективных высот, хранителя куль-
турных ключей, точно знающего, чтó посетители должны усвоить и к чему
быть «приобщенными». Вместо этого музей становится модератором диалога и
площадкой, готовой дать возможность разным людям и разным группам сооб-
щества представлять свою позицию, вносить существенный вклад, участво-
вать»26.

       Насколько осуществимы идеи культуры участия в пространстве школьно-
го музея? Отчасти ответ на этот вопрос может дать анализ особенностей дет-
ского участия в социально значимых проектах, проведенный Роджером Хартом.
Он считает, что для развития личности ребенка, самостоятельности, готовности

24 См., например: Вертгейм Ю.Б. «Общество 2.0»: опыт социально-философского анализа // Гуманитарные нау-
ки в Сибири. 2008. № 1. С.46-50.
25 Агапова Д. Культура участия: миллионы диалогов // Музей как пространство образования: игра, диалог, культура
участия. / Отв. ред. А. Щербакова. Сост.Н. Копелянская.,– М. 2012. С.9.
26 Там же. С. 15

                                                           50
   45   46   47   48   49   50   51   52   53   54   55