Page 57 - Школьный музей в мире современных технологий: проблемы и перспективы
P. 57
метод трех экспонатов – дает возможность логического комбинирова-
ния музейного занятия на основе перехода от вступления (первый экспонат) к
основной (второй экспонат) и заключительной части (третий экспонат), в дан-
ном случае делается акцент на истории процесса, изменениях, обусловленных
причинно-следственными связями, возможности дополнения информации;
метод четырех экспонатов – определяет условия для эффективной рабо-
ты в микрогруппах по сопоставлению, обобщению, поиску этапов в историче-
ской ретроспективе, сходства и различия, общих тенденций в различных му-
зейных ценностях на основе творческого взаимодействия в интерактивной му-
зейной среде;
метод пяти экспонатов – способствует полноценному использованию
музейного пространства в ходе поисковой и исследовательской деятельности
разного уровня интерактивности для более глубокого понимания содержания
музейной экспозиции, создания новых моделей коммуникации, выявления раз-
личных количественных и качественных характеристик исследуемой темы;
множественный метод – ориентирован на быстрое погружение в музейную
среду обучения путем широкого использования разнообразных приемов обще-
ния в ходе работы с большим количеством экспонатов. Данный метод позволя-
ет выработать «индивидуальную учебную траекторию» для разных групп уча-
щихся / студентов с целью обмена личностным опытом, организации широких
дискуссий и достижения определенных результатов на основе последователь-
ного выполнения поставленных заданий»32.
При всем разнообразии учебных занятий в музее самых разных жанров
важным остается вопрос «может ли посещение школьного музея стать лично-
стно значимым событием»? Можно реализовать на практике силами педагогов
и родителей самые разные формы работы, но насколько работа в школьном му-
зее станет делом самого школьника? Первым шагом на пути осознания значи-
мости для детей и подростков школьного музея становится коллективная реф-
лексия после экскурсии.
Одним из способов оценивания может стать такая форма групповой реф-
лексии, как метод безоценочного интервью. Метод с 1980-х годов использо-
вался в системе театральной педагогики и решал задачи развития зрительской
культуры и активизации зрительского интереса. Как отмечает А. Никитина,
«безоценочность – термин, возникший в гуманистической психологии, это одна
из частей триады К. Роджерса, где двумя другим являются принятие и конгру-
энтность. Триада подразумевает принятие человеком как окружающих, так и
самого себя, взаимодействие с внешним и внутренним миром в принимающей,
диалогической манере»33. В основе данного метода лежит анализ чувств и пе-
реживаний человека, его способности к рефлексии собственного восприятия
реальности.
32 Караманов А.В. Указ. соч. С. 175-176.
33 Никитина А. Безоценочное обсуждение спектакля // Вопросы образования, 12 декабря 2017 г. URL:
https://vogazeta.ru/articles/2017/12/12/blog/1282-bezotsenochnoe_obsuzhdenie_spektaklya.
57