Page 56 - Школьный музей в мире современных технологий: проблемы и перспективы
P. 56
школьный музей и сделать его более привлекательным как пространство для
творческих инициатив.
Продуктивные идеи для разнообразных проектов в пространстве школь-
ного музея можно почерпнуть, обратившись к материалам ежегодного конкурса
«Меняющийся музей в меняющемся мире», который проводится благотвори-
тельным фондом В. Потанина (сайт конкурса: http://museum.fondpotanin.ru/).
О каких бы жанрах школьных музеев ни шла речь, объединяет их одно
общее качество – использование интерактивных технологий.
Как известно, интерактивные формы обучения предполагают высокую
степень включенности всех участников коммуникативной деятельности с про-
цесс общения и обмена информацией, характер представления и восприятия ко-
торой постоянно варьируется. Как пишет А. В. Караманов, «исходя из того, что
интерактивность отображает характер и уровень (степень) взаимодействия ме-
жду объектами, необходимо отметить, что в среде музея она способствует уси-
лению роли самих посетителей (в частности, учащихся и студентов) путем раз-
нообразного моделирования их активности, организации различных форм со-
творчества (например, в ходе дискуссии, диспута на выставках, инсталляциях,
презентациях, хепенингах, квестах, флэшмобах, перфомансах и т.д.); раскры-
тию эстетического потенциала развития личности»30.
Так, одним из примеров интерактивных занятий в пространстве музея яв-
ляется участие в процессе документации локальной истории. Например, для
формирования культурной идентичности в американских и мексиканских музе-
ях школьникам старших классов предложили выступить в качестве историков,
рассказывающих о своей общине. В ходе работы по проекту школьники соби-
рали и систематизировали семейные рассказы, создавали творческие работы,
которые, в свою очередь, сами становились экспонатами выставки и получали
новое «прочтение» в контексте истории повседневности.
При проведении занятий в музее А. В. Караманов предлагает использо-
вать различные уровни интерактивности, отмечая, что они в полной мере отра-
жают установки музейно-педагогической деятельности на «погружение» в ис-
торическую среду, проведение сравнительного анализа представленных в экс-
позиции предметов, моделирование исторических ситуаций, выстраивание ас-
социативных связей:
«метод одного экспоната – позволяет акцентировать внимание на наибо-
лее значимом особенном, оригинальном и аттрактивном31 экспонате в течение
всего музейного занятия, а также использовать его в качестве символа, образа
определенной темы;
метод двух экспонатов – предусматривает постоянное сравнение и про-
ведение параллелей между двумя музейными памятниками, использование
приемов контраста и «зеркала», высказывание различных предположений;
30 Караманов А.В. Организация интерактивной музейной среды:от методов к моделям // Вопросы музеологии.
2012. № 2 (6). С.172.
31 Аттрактивный – привлекательный, притягательный.
56