Page 52 - Школьный музей в мире современных технологий: проблемы и перспективы
P. 52

Когда сегодня мы привлекаем детей и молодежь к социально значимым
проектам, необходимо учитывать, насколько их участие будет соответствовать
задачам формирования гражданской зрелости, осознанного и ответственного
поведения. А для этого проект ради проекта, как это зачастую бывает, создает
лишь негативное отношение к такого рода деятельности, что свидетельствует о
формальном подходе, а не о способности взрослых «отвечать на проявления
детского энтузиазма и понимать душевные движения подростков»28.

       Характер участия детей и подростков в проектах школьного музея от мо-
мента создания музея и выбора его направленности до определения его само-
бытности и отличительных особенностей зависит не только от их личных уст-
ремлений и интересов, но и от педагога.

       Как известно, педагогическая деятельность опирается на следующие
принципы: принцип максимального разнообразия предоставленных возможно-
стей для развития личности; принцип возрастания роли внеурочной деятельно-
сти; принцип индивидуализации и дифференциации обучения; принцип созда-
ния условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учи-
теля; принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества. Всем этим
принципам соответствует организация образовательного процесса в школьном
музее.

       Более того, учет этих принципов в педагогической деятельности обеспе-
чивает успешность педагогического проекта – разработанной системы и
структуры действий педагога для реализации конкретной педагогической зада-
чи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих
действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей сис-
темы действий, в условиях имеющихся (привлеченных) ресурсов.

       Если педагог ставит перед собой цель организовать продуктивную ком-
муникацию в школьном музее, то ему приходится последовательно осуществ-
лять ряд «процедур»:

       1) провести аналитическую работу по выбору тем для поисково-
исследовательской деятельности обучающихся с учетом их личной заинтересо-
ванности и в соответствии с разработанной и утвержденной основной образова-
тельной программой;

       2) определить образовательный результат деятельности в школьном музее
и разработать содержательные линии, которые будут способствовать его дос-
тижению;

       3) разработать программу действий, результатом которой станет создан-
ный обучающимися проект;

       4) оценить качество собственного педагогического проекта (реализуе-
мость, соответствие требованиям ФГОС, соответствие уровню подготовленно-
сти обучающихся, актуальность, глубину поднятых проблем/вопросов, соответ-
ствие целей и задач полученным результатам).

       Реализация педагогического проекта в школьном музее может быть осу-
ществлена либо в рамках образовательного проектирования, направленного на

28 Харт Р. Участие детей: от симуляции к полноправию; перевод Н. Копелянскоѝ // Музей как пространство обра-
зования: игра, диалог, культура участия. / Отв. ред. А. Щербакова. Сост.Н. Копелянская. – М. 2012. С.28.

                                                           52
   47   48   49   50   51   52   53   54   55   56   57