Page 49 - Школьный музей в мире современных технологий: проблемы и перспективы
P. 49

современные музеологи описывают новую систему музейного образования, на-
правленную на приобщение к музею, – от единичного и эпизодического посе-
щения к включению музея в качестве составной части освоенной и необходи-
мой человеку культурной среды.

       Как писала Н. Г. Самарина, «музейная коммуникация – это процесс обще-
ния музейной аудитории с культурным наследием, аккумулирующим опыт ма-
териальной деятельности, духовных исканий и традиционную культуру, как от-
дельного этноса, так и человечества в целом»23.

       Вопрос состоит в том, как именно относится к культурно-историческому
наследию – как с застывшей, раз и навсегда заданной и линейно выстроенной
историей или как реализацию множественных событий, взгляд на значимость
которых зависит от эпохи и от интерпретатора этих событий. В этом случае
представленный в музее образ прошлого должен быть, с одной стороны, адек-
ватен исторической реальности, с другой – обеспечивать «эмоциональное пе-
реживание, эстетическое восприятие и рациональную интерпретацию»
(Н. Г. Самарина) явлений и событий. Средством, обеспечивающим коммуника-
цию, становится интерактивная организация жизни в музее.

       Очевидно, что при таком понимании музейной коммуникации школьный
музей находится в более «выигрышном», чем классический музей, положении:
само его существование непосредственно связано с посетителем, который од-
новременно может являться и его создателем. Школьный музей создается деть-
ми, педагогами и родителями для себя. Пространство школьного музея отвечает
условиям открытости и доступности, обеспечивая всем желающим (детям, пе-
дагогам, родителям) свободный доступ к информации, представленной в му-
зейном собрании. Таким образом, можно сказать, что само существование
школьного музея – это пример реализации идей культуры участия.

       Многие школьные музеи создавались по инициативе учителей-
фронтовиков, которые хотели сохранить для будущих поколений историю о
земляках-участниках Великой Отечественной войны и тружениках тыла. Так
появился музей «Боевой и трудовой Славы» Криулинской школы Красноуфим-
ского района Свердловской области, который сегодня носит имя своего основа-
теля – учителя географии Аркадия Ивановича Кокорина. Историческое событие
или уникальный экспонат также может положить начало школьному музею. В
одной из школ Нижнего Тагила есть музей… авиации и космонавтики, появив-
шийся в память о Юрии Гагарине. Когда-то в далеком 1962 году ученикам и
педагогам удалось пообщаться по телефону с первым космонавтом планеты.
Это стало знаковым событием для всего поселка. А после гибели Ю. Гагарина
было решено создать в школе музей.

       В постиндустриальном обществе особое значение приобретает новый
способ взаимодействия с информацией. Интернет-технологии активно влияют
не только на способы подачи информации, но и на человека, создающего и/или

23 Самарина Н.Г. Музейная коммуникация в контексте культурной памяти и культурного наследия // Вопросы
музеологии. 2013. №2 (8). С.45.

                                                           49
   44   45   46   47   48   49   50   51   52   53   54