Page 48 - Школьный музей в мире современных технологий: проблемы и перспективы
P. 48

«Культура участия» как направление

музейно-педагогической деятельности

       Не так давно в музейно-педагогических работах появилось словосочета-
ние «культура участия», что собой представляет кальку с английского выраже-
ния «participatory culture». «Культура участия» рассматривается как новый
формат взаимодействий как во внутримузейном пространстве, так и взаимодей-
ствие музеев с обществом. В основе понимания культуры участия лежит идея
совместной деятельности представителей различных возрастных, профессио-
нальных, социально и культурно ориентированных групп по развитию соци-
ально-культурных институтов. Эта идея базируется на двух основополагающих
принципах: на свободном волеизъявлении людей и их готовности к доброволь-
ному совместному действию, направленному на общественно значимые цели.
Буквально: participation означает «соучастие», «партнерство», а participatory
activities – совместную деятельность. Собственно, это и есть реализация одной
из ключевых компетенций человека, живущего в постиндустриальном мире, –
готовность к коммуникации и самоорганизации.

       Возможно, самым известным способом реализации культуры участия яв-
ляется волонтерское движение, объединяющее людей, готовых бескорыстно
помогать нуждающимся. Волонтёрство – социально значимая деятельность, от-
ражающая уровень зрелости гражданского общества и развития демократии.
Это воплощение в жизнь глубинной человеческой потребности быть нужным,
помогать, соучаствовать в благом деле. Волонтёрство сегодня – не только по-
мощь социально незащищенным слоям населения, людям с ограниченными
возможностями здоровья, но и участие в различных социально-культурных ак-
циях: будь то помощь участникам международного фестиваля и гостям чем-
пионата, не знающим языка страны, в которую они приехали, или охрана па-
мятников культуры и истории.

       Применительно к музею понятие «культура участия» несколько уточня-
ется. С одной стороны, оно сохраняет связь с волонтерским движением (по-
мощь в организации и проведении разнообразных акций, например, проведение
ставшее традиционной Ночи музеев не возможно без добровольных помощни-
ков), с другой, это новые формы музейной коммуникации, возникшие в услови-
ях информационного общества и под влиянием цифровизации.

       Сами идеи коммуникации в музее не столь уж и новы. Еще в 1968 году
вышла работа Д. Камерона, канадского исследователя, в которой он обосновал
новый взгляд на взаимоотношения музея и посетителя: музей рассматривается
как специфическая коммуникативная среда, в которой человек общается с «ре-
альными вещами» – музейными предметами. Такой тип коммуникации включа-
ет умение посетителя интерпретировать «язык вещей», а организаторов музей-
ных экспозиций формировать семантически наполненное пространство. Само
посещение музея становится для человека новым опытом взаимодействия с ок-
ружающим миром, не похожим ни на обычное повседневное общение, но на
образовательную практику, свойственную школе. Развивая идеи Д. Камерона,

                                                           48
   43   44   45   46   47   48   49   50   51   52   53