Page 48 - Школьный музей в мире современных технологий: проблемы и перспективы
P. 48
«Культура участия» как направление
музейно-педагогической деятельности
Не так давно в музейно-педагогических работах появилось словосочета-
ние «культура участия», что собой представляет кальку с английского выраже-
ния «participatory culture». «Культура участия» рассматривается как новый
формат взаимодействий как во внутримузейном пространстве, так и взаимодей-
ствие музеев с обществом. В основе понимания культуры участия лежит идея
совместной деятельности представителей различных возрастных, профессио-
нальных, социально и культурно ориентированных групп по развитию соци-
ально-культурных институтов. Эта идея базируется на двух основополагающих
принципах: на свободном волеизъявлении людей и их готовности к доброволь-
ному совместному действию, направленному на общественно значимые цели.
Буквально: participation означает «соучастие», «партнерство», а participatory
activities – совместную деятельность. Собственно, это и есть реализация одной
из ключевых компетенций человека, живущего в постиндустриальном мире, –
готовность к коммуникации и самоорганизации.
Возможно, самым известным способом реализации культуры участия яв-
ляется волонтерское движение, объединяющее людей, готовых бескорыстно
помогать нуждающимся. Волонтёрство – социально значимая деятельность, от-
ражающая уровень зрелости гражданского общества и развития демократии.
Это воплощение в жизнь глубинной человеческой потребности быть нужным,
помогать, соучаствовать в благом деле. Волонтёрство сегодня – не только по-
мощь социально незащищенным слоям населения, людям с ограниченными
возможностями здоровья, но и участие в различных социально-культурных ак-
циях: будь то помощь участникам международного фестиваля и гостям чем-
пионата, не знающим языка страны, в которую они приехали, или охрана па-
мятников культуры и истории.
Применительно к музею понятие «культура участия» несколько уточня-
ется. С одной стороны, оно сохраняет связь с волонтерским движением (по-
мощь в организации и проведении разнообразных акций, например, проведение
ставшее традиционной Ночи музеев не возможно без добровольных помощни-
ков), с другой, это новые формы музейной коммуникации, возникшие в услови-
ях информационного общества и под влиянием цифровизации.
Сами идеи коммуникации в музее не столь уж и новы. Еще в 1968 году
вышла работа Д. Камерона, канадского исследователя, в которой он обосновал
новый взгляд на взаимоотношения музея и посетителя: музей рассматривается
как специфическая коммуникативная среда, в которой человек общается с «ре-
альными вещами» – музейными предметами. Такой тип коммуникации включа-
ет умение посетителя интерпретировать «язык вещей», а организаторов музей-
ных экспозиций формировать семантически наполненное пространство. Само
посещение музея становится для человека новым опытом взаимодействия с ок-
ружающим миром, не похожим ни на обычное повседневное общение, но на
образовательную практику, свойственную школе. Развивая идеи Д. Камерона,
48