Page 58 - Школьный музей в мире современных технологий: проблемы и перспективы
P. 58

Традиционно, мы не связываем посещение школьного музея с эмоцио-
нальным переживанием, в то время, как именно на этой основе формируется
желание / нежелание участвовать в его работе. Нам импонирует идея предста-
вить музейную экспозицию как целостное произведение и отнестись к нему как
к явлению художественной культуры.

       В методике безоценочного интервью (разработана О.Ю. Троицкой и ее
учениками из Московского института открытого образования) применяется
система вопросов (план), которые позволяют построить беседу с учениками по-
сле посещения спектакля, выставки, концерта.

        1. Вопрос на пробуждение эмоциональной памяти. Закройте глаза, какая
картинка, (звук, текст и т. д.) всплывают у вас в памяти в первую секунду, когда
произносят: «…» (название произведения)?

       2. Вопросы на легализацию и слив негативных эмоций. Например: Где
вам было скучно? Что вас откровенно раздражало?

       3. Вопросы на пробуждение позитива и разрешение эмоциональной реак-
ции. Например: Где искренно смеялись? Где хотя бы улыбались?

       4. Вопросы на глубинное переживание. Например: А где было ощущение,
что действие захватило вас по-настоящему и до конца? Где было грустно, боль-
но, хотелось поплакать?

       5. Вопросы на личностную идентификацию. Например: За кем из героев
вы чаще всего наиболее пристально следили? Были ли такие моменты, где вам
было особенно радостно или страшно за них? Где вам было за них стыдно? Где
вам хотелось бы помочь герою, оказаться на его месте или рядом с ним? Если
бы Вы могли с ним познакомиться, кем бы Вы хотели его иметь: братом или се-
строй, другом, старшим товарищем, бабушкой или дедушкой, тётей или дядей,
кем-то ещё? О чём бы вы с ним разговаривали? Как бы проводили время (раз-
говаривали, молчали, гуляли, играли в футбол и т.д.)?

       6. Вопросы на осознание художественного образа. Например: Если бы
произведение не имело названия – как бы Вы его назвали? Если бы в произве-
дении не было таких-то сцен, изменилось бы что-то в вашем восприятии? Что?
Если бы там была не такая, а другая музыка, (цветовая гамма, декорации и т. д.)
что-то изменилось бы для вас – что?

       7. Вопрос на осознание основного пафоса произведения. Например: Кому
из своих близких и знакомых Вы посоветовали бы посмотреть (прочитать, по-
слушать) это произведение? Почему? И что бы Вы ему при этом сказали? Кому
вы не советовали бы это читать (смотреть, слушать) и почему? Хотите ли вы
сами прочитать (посмотреть, послушать) это ещё раз? Или что-то другое этого
же автора? С этими же исполнителями? Какого рода вы хотели бы увидеть про-
изведение?34

       Если заменить слово «произведение» на «музей» и слегка видоизменить
формулировки вопросов, то можно использовать этот план для анализа полу-

34 Театральный фестиваль в школе. Учебно-методическое пособие по организации и проведению театрального
фестиваля в школе и летнем лагере / Авт.-сост. Никитина А. Б., Рыбакова Ю. Н., Быков М. Ю., Супье С. В.,
Есина И. С., Кочнева Е. В., Незамутдинова А. И. ; Московский институт открытого образования. – М., 2009.
С. 130-132.

                                                           58
   53   54   55   56   57   58   59   60   61   62   63