Page 46 - Школьный музей в мире современных технологий: проблемы и перспективы
P. 46
ции к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы
значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых ус-
тановок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, пра-
восознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жиз-
ненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентично-
сти в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредмет-
ные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познаватель-
ные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и со-
циальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учеб-
ной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и свер-
стниками, способность к построению индивидуальной образовательной траек-
тории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной
деятельности;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения
учебного предмета умения, специфические для данной предметной области,
виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета,
его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-
проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение науч-
ной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами»21.
Условием формирования метапередметных компетенций становится уча-
стие обучающихся в создании проектов – особом виде учебно-познавательной,
творческой или игровой деятельности учащихся-партнеров, имеющих общую
цель, согласованные методы, способы действия, направленной на достижение
общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участни-
ков. Как неоднократно отмечалось, «музей в школе становится средством твор-
ческой самореализации, инициирует личностно ориентированное воспитание и
образование, является маленьким исследовательским центром по сохранению,
возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций, участ-
вует в диалоге поколений и культур»22. Таким образом, школьные музеи реша-
ют задачу вовлечения детей в создание проектов самой разной направленности:
историко-краеведческих, художественных, этнографических, естественнонауч-
ных, технических и пр. Направленность проектов, по преимуществу, связана с
профилем школьного музея.
По сути, каждый проект носит исследовательский характер, т.к. в своей
основе содержит решение задачи с заранее неизвестным ответом. При этом в
пространстве школьного музея могут реализовываться проекты различных ти-
пов: практико-ориентированные, собственно исследовательские, информацион-
ные, творческие.
21 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования
(утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413). Раздел II. URL:
https://минобрнауки.рф/документы/2365
22 Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведче-
ских объединений: Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной за-
щиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. № 06-11. С.4. URL:
http://turcentrrf.ru/d/358156/d/02_metodrek_deyatelshcolmuz.pdf.
46