Page 44 - Школьный музей в мире современных технологий: проблемы и перспективы
P. 44

обеспечивающем диалог культур, эпох, людей. Культурологический подход в
образовании не предполагает выработку единственного для всех суждения о
происходивших и происходящих в мире событий, но учит взаимодействию с
людьми противоположных идеологических устремлений. В логике культуроло-
гического подхода появляются способы исследования постоянно изменяющей-
ся реальности через формирование критического мышления и развитие навы-
ков экспертизы социокультурных процессов.

       Если применить к культурологическому подходу слова «образование бу-
дущего», то можно увидеть, что в его установках и практиках уже есть необхо-
димые для будущего основания: признание, что можно научить процессу мыш-
ления, но невозможно заставить всех мыслить одинаково; понимание, что твор-
чество – основа любой деятельности, а креативность – качество личности, ко-
торое развивается на протяжении всей жизни; осознание, что воспитание чело-
века опирается на ценности культуры, а, значит, путь в образовании – от зна-
комства с формами и способами познания себя и окружающего мира к «при-
своению» ценностей благодаря формированию осмысленного отношения к со-
циокультурному опыту.

       Такой взгляд соотносится с пониманием, что образование должно быть
направлено не только на обеспечение наличных условий существования чело-
века (образование «на вчера»), но определять его будущее, в котором все уско-
ряющиеся технологические процессы производств требуют уделять усиленное
внимание развитию человеческого потенциала.19

       Современные международные исследования образования, в которых ак-
тивно участвует и Россия, направлены на определение соответствия нацио-
нальных образовательных систем требованиям в том числе завтрашнего дня,
когда сегодняшние школьники станут взрослыми. Так, Международная про-
грамма по оценке образовательных достижений учащихся (англ. – Programme
for International Student Assessment, PISA) анализирует, насколько у подростков,
обучающихся в различных странах, развиты методы мышления (креативность,
критическое мышление, решение проблем и принятие решений); владеют ли
они навыками взаимодействия с другими людьми; используют ли такие инст-
рументы для работы, как информационно-коммуникационные технологии, и
развита ли информационная грамотность; а также оценивают сформирован-
ность жизненно значимых навыков –гражданственности, готовности к выбору
карьеры, личной и социальной ответственности.

       В 2015 г. в число проверяемых компетентностей добавлена «глобальная
компетентность» (global competence), которая подразумевает наличие у чело-
века знаний, установок, умений и навыков, позволяющих:

   − рассматривать проблемы с различных позиций – локальных, глобальных,
   межкультурных;
   − понимать и уважать картину мира, точку зрения других людей;
   − участвовать в открытом и эффективном взаимодействии с представите-
   лями различных культур;

19 См., например: Knowmad Society / Edited by John W. Moravec. – Minneapolis: Education Futures, 2013.

                                                           44
   39   40   41   42   43   44   45   46   47   48   49