Page 43 - Школьный музей в мире современных технологий: проблемы и перспективы
P. 43
востребует совершенно иной подход к образованию – образование на протяже-
нии всей жизни, отвечающее потребностям постоянно изменяющихся социо-
культурных условий и жизненных обстоятельств.
Благодаря роботизации и цифровым технологиям изменился самый
взгляд на образование: обучение понимается не как овладение набором инфор-
мации и умением с ней оперировать (знания, умения, навыки), но, и по пре-
имуществу, как формирование готовности и способности самостоятельно полу-
чать информацию, критически ее осмысливать и выстраивать на этой основе
собственную траекторию развития. Как сказал П. Гриффин в уже упоминав-
шемся интервью, «учебные программы в постиндустриальную эпоху должны
быть направлены на развитие критического мышления, коммуникативных на-
выков, творческой изобретательности и навыков взаимодействия, потому что
наиболее востребованными в эту эпоху оказываются способности к выстраива-
нию межличностных отношений»18.
Это сложный путь трансформации системы образования, во многом бо-
лезненный и небыстрый. Но без движения в этом направлении невозможно от-
вечать на вызовы времени. Сегодня появляются многочисленные исследования,
в которых не только анализируется круг необходимых человеку XXI века навы-
ков, но и раскрываются направления обучения. Процессы глобализации приве-
ли к тому, что потребность в продуктивном общении представителей разных
культур и народов стала насущной необходимостью, в том числе для обеспече-
ния общего будущего жителей Земли. Соответственно, навыки коммуникации и
взаимодействия выступают в качестве ведущих. Однако одной готовности к
коммуникации явно не достаточно, необходимо умение сотрудничать и нести
личную и социальную ответственность. Жизнь в постоянно изменяющемся ми-
ре требует пластичности и адаптивности, с одной стороны, и критического от-
ношения к окружающему, с другой.
Современное образование не готово отказаться от дисциплинарного под-
хода и требований федеральных государственных образовательных стандартов,
но при этом результаты обучения на каждом из этапов образования (от дошко-
льного до вузовского) предполагают личностное развитие (т.н. личностные ре-
зультаты) и приобретение компетенций, не связанных с освоением отдельных
учебных курсов или предметов (т.н. метапредметные результаты), а, напротив,
объединяющие их. Решить противоречие между узко понимаемой дисципли-
нарностью и целостностью может обращение к неформальным институтам об-
разования, деятельность которых находится в русле культурологического под-
хода.
Специфика культурологического подхода в образовании состоит, на наш
взгляд, в предлагаемом объемном ви́ дении реальности (в ее противоречивом
единстве, множественности взглядов и разнообразии позиций, мотивированных
культурными различиями и ценностно-нормативными установками), но при
этом формирующем понимание значимости «цветущей сложности» жизни,
18 «Навыки XXI века»: новая реальность в образовании : Интервью с П. Гриффином. URL:
http://erazvitie.org/article/navyki_xxi_veka_novaja_realnost.
43