Page 42 - Школьный музей в мире современных технологий: проблемы и перспективы
P. 42
2.2. Школьный музей: единство формального
и неформального образования
Инновации в образовании
и задачи функционирования школьного музея
Современная система образования объединяет в сложное единство фор-
мальную (реализуется в образовательных организациях по утвержденным госу-
дарственным программам и завершающееся получением документа об образо-
вании), неформальную (реализуется в системе дополнительного образования,
оно «институционализировано, целенаправлено и спланировано лицом или ор-
ганизацией, обеспечивающей предоставление образовательных услуг», и пред-
ставляющей собой «различные курсы, тренинги, короткие программы, которые
предлагаются на любом этапе образования или трудовой деятельности»16) ин-
формальную (внеинституциональные формы обучения, реализующееся через
общение, чтение, посещение учреждений культуры, путешествия, средства мас-
совой информации и пр.) составляющие. Неформальное и информальное обра-
зование способствуют развитию идей образования на протяжении всей жизни и
обеспечивают удовлетворение потребности в индивидуализации самого про-
цесса получения знаний. Актуальной задачей остается поиск путей для их инте-
грации.
В деятельности школьного музея как культурно-образовательной инсти-
туции в большой степени присутствуют черты неформального и информально-
го образования.
Сегодня в педагогической мысли все больше утверждается определение
«навыки XХI века». Как отмечает один из ведущих специалистов в области
оценки качества образования Патрик Гриффин, профессор Мельбурнского уни-
верситета, руководитель международного научного проекта по оценке и препо-
даванию навыков и компетенций XXI века (ATC21S), «суть концепции такова:
ключевыми навыками, определявшими грамотность в индустриальную эпоху,
были чтение, письмо и арифметика. В XXI же веке акценты смещаются в сто-
рону умения критически мыслить, способности к взаимодействию и коммуни-
кации, творческого подхода к делу»17.
Современная система образования сформировалась как ответ на потреб-
ности индустриального общества и просветительских идей, в основе которых
лежало накопление знаний. Знания, приобретенные однажды, становились ос-
новой всей будущей жизни, обеспечивая устойчивое существование и вклю-
ченность в производственные процессы. Общество постиндустриального типа
16 Чекалова Н.В., Ройтблат О.В., Суртаева Н.Н. Отношение к процессу интеграции формального, неформально-
го и информального образования взрослых // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2012. Март. URL:
//http://www.emissia.org/offline/2012/1755.htm.
17 «Навыки XXI века»: новая реальность в образовании : Интервью с П. Гриффином. URL:
http://erazvitie.org/article/navyki_xxi_veka_novaja_realnost.
42