Page 37 - Школьный музей в мире современных технологий: проблемы и перспективы
P. 37
Пособиями по этому отделу могут быть картины, модели и коллекции
производств в постепенном их развитии, собранные на фабриках и заводах во
время экскурсий, а также приобретённые, или пожертвованные. <…>
От моделей следует требовать, чтобы они действительно представляли
собою в миниатюре копии данных предметов.
Внося в этот отдел также и ручной труд, мы имели в виду по преимуще-
ству работы самих учащихся, как по ручному труду, так и по рукоделию. Такой
отдел может наглядно показывать постепенный ход развития технических зна-
ний учащихся данного училища и несомненно окажется очень полезным для
развития школы. Здесь могут быть не только программные работы, но и другие,
отличающиеся особенной оригинальностью, или характеризующие детскую
изобретательность.
13. Промышленность и торговля
В этот отдел также следует вносить, главным образом, то, что касается
данной местности. Но так как виды промышленности и торговли в курсе на-
чальной школы изучаются при прохождении географии, то пособия этого отде-
ла будут ценным дополнением к отделу 5-му. Отсюда ясно, что следует соби-
рать все, что так или иначе может способствовать лучшему пониманию и ус-
воению детьми затрагиваемых в географии вопросов о промышленности и тор-
говле России.
Соответствующие картины, модели, коллекции семян, масел, образцы то-
варов и т.д. и т.п. – принесут делу наглядного обучения огромную пользу, если,
конечно, все это будет в известной системе и порядке, позволяющем ими поль-
зоваться.
Программой для собирания коллекций этого отдела может служить при-
нятый в школе учебник географии России. Следует только в нём отмечать все
то, что может быть показано наглядно и отмеченное, при первой возможности,
приобретать покупкой, или привлекать к составлению таких коллекций уча-
щихся, ибо для нас педагогов должно быть ясно, что для детей, жаждущих
обыкновенно работы деятельной, живой, интересной и их чувствам понятной,
такое занятие чрезвычайно полезно, т.к. оживит классную работу и вызовет
юношество к самодеятельности.
14. Искусства: рисование, выжигание, лепка, вышивание и т.п.
В настоящий отдел должно входить все, что касается постановки графи-
ческих искусств в начальной школе, не исключая и образцов выжигания, лепки
и проч. Насколько этот отдел важен вообще, видно уже из того, что дети еще в
дошкольном возрасте питают огромное пристрастие к изображению на плоско-
сти всего, что их наиболее интересует.
Что же касается школьного возраста, то в этот период рисование приоб-
ретает еще большее значение, ибо дети, умеющие рисовать, гораздо быстрее и
сознательнее усваивают различные понятия при прохождении естественных и
др. наук, не говоря уже о том, что в жизни эти знания всегда и всем необходи-
мы. Поэтому рисование не должно быть только приятным препровождением
37