Page 32 - Школьный музей в мире современных технологий: проблемы и перспективы
P. 32
5. География, космография и этнография
Наглядных пособий по географии и тесно связанных с нею космографии
и этнографии в продаже очень много, как дорогих, так и очень дешёвых, а меж-
ду тем большинство начальных школ, где наглядность наиболее необходима,
довольствуются глобусом да несколькими картами и лишь изредка теллурием.
Неудивительно поэтому, что и познания по географии бывают наименее глубо-
кие и наиболее непрочные, улетучиваясь из детской памяти чуть ли не в первый
год по окончании не только низшей, но и средней школы.
И это приходится констатировать относительно такой науки, как геогра-
фия: живой, интересной и способной дать массу ответов на те бесконечные во-
просы, которыми обыкновенно дети засыпают и дома, и в школе взрослых.
Очевидно, постановка географии в школе должна быть несколько иная.
Непонятно также, почему такая наука, как космография почти отсутству-
ет в низшей школе, если не считать тех отрывочных сведений, которые сооб-
щаются в учебниках географии.
А между тем, знакомство детей, например, с астрономией, преследующей
исключительно идеальные цели, принесло бы неоспоримую пользу молодому
поколению.
«Взгляните на звезды, – говорит Клейн, – когда они беззвучно, в немом
величии проходят свои небесные пути, вспомните об океане времени и про-
странства, о котором говорят эти сверкающие точки, и вас невольно охватит
предчувствие вечности. Звёздное небо поистине самое возвышенное из зрелищ,
доступных взорам смертного».
А что школа должна делать, в особенности в наш век эгоизма и безверия,
как не будить лучшие чувства в детях, обращая их взоры к небу.
<…>
6. Геология и почвоведение
В книге «Программы и наставления для наблюдения и собирания коллек-
ций» есть прекрасные указания о цели и способах собирания коллекций по гео-
логии и почвоведению. Помимо того, что эти коллекции могут принести пользу
на уроках географии, а в особенности – естествоведения, он дадут много пово-
дов к беседам о происхождении земной коры, возбудят любознательность в де-
тях и осветят многие вопросы по сельскому хозяйству. Собирание таких кол-
лекций не представят особенного труда.
Образцы почв всегда могут быть составлены детьми под руководством
учителя; что же касается различных окаменелостей и отпечатков, то они могут
быть собраны главным образом детьми, так как без таких зорких помощников,
в местности мало интересной в геологическом отношении, весьма трудно быва-
ет отыскать что-нибудь подходящее. Стоит только заинтересовать детей, и они
в короткий срок соберут массу полезного.
Для школ, совершенно не имеющих возможности, по характеру данной
местности, составить подобные коллекции собственными средствами, – можно
рекомендовать обмен характерными экземплярами своей местности со школа-
ми других районов. <…>
32