Page 36 - Школьный музей в мире современных технологий: проблемы и перспективы
P. 36
11. Физика, химия и метеорология
Хотя физика, химия и метеорология, как самостоятельные предметы, и не
входят в курс начальной школы, но статьи, касающиеся этого отдела имеются,
как в книгах для классного чтения, так и в учебниках по естествоведению.
Нет надобности доказывать необходимость знакомства детей с некото-
рыми физическими и химическими законами. Такие явления природы, как гро-
за, снег, дождь и т.д., не могут быть не объяснены учащимся самым основа-
тельным образом.
А работа пара, электричества, с каждым днём принимающая все большие
и большие размеры? Может ли ребёнок обойти их молчанием, не задав вопро-
сы: что, как и почему?
Что же касается метеорологии, то давно признано, что знакомить детей с
этим предметом, главным образом – практически, крайне желательно. А потому
школьный музей несомненно должен иметь хотя бы главнейшие физические
приборы.
И нам кажется, что в школьный музей, по отделу физики и химии, долж-
но вводить только то, что имеет прямое отношение к затрагиваемым в школе
вопросам. Физические кабинеты, рекламируемые разными фирмами, часто со-
держат в себе то, без чего начальной школе можно и обойтись, или что можно
изготовить и собственными средствами.
Например, безусловно необходимо иметь в школе полный набор химиче-
ской посуды и реактивов для производства простейших опытов по отделам:
воздух, вода и горение, электрофор, лейденскую банку, магнит, элементы Лек-
ланше и Грене, спираль Румкорфа14, модель парового цилиндра в разрезе с экс-
центриком и кулисным приводом, круг Ньютона15 для объяснения цветов, воз-
душный насос, барометр, волшебный фонарь со спиртовой лампой и др.
По метеорологии для однокласснаго училища необходимо иметь приборы
для метеорологической станции III разряда, а для высшего типа училища –
приборы для станции II разряда.
12. Производства, ремесла и ручной труд
Этот отдел должен носить характер, по преимуществу, местный. Конеч-
но, в нём должны быть представлены возможности все производства и ремесла,
о которых приходится говорить в школе. Но с наибольшей полнотой следует
составлять коллекции тех производств и ремесел, которые распространены в
данной местности, причём конечной целью таких местных коллекций должно
быть распространение рациональных знаний и лучших приёмов обработки по
данной отрасли производства.
14 Элементы Лекланше и Грене – это электрические батареи; спираль, или катушка Румкорфа – индукционная
катушка — устройство для получения импульсов высокого напряжения.
15 Цветовой круг Ньютона представляет собой круг с семью секторами, соответствующими цветам спектра, и
иллюстрирует взаимосвязь между основными и дополнительными цветами.
36