Page 34 - Школьный музей в мире современных технологий: проблемы и перспективы
P. 34
Очень полезно было бы иметь <…> главнейшие приборы и реактивы для
опытов по физиологии растений.
Что же касается разборных моделей из папье-маше, то небогатой школе
лучше приобрести вместо них хорошую лупу и микроскоп, который принесёт
детям огромную пользу, если будет приобретён в подходящей комбинации.
По садоводству, огородничеству, лесоводству, полеводству и луговодству
следует вносить в школьный музей все то, что может так, или иначе расширить
кругозор детей по данным вопросам; а потому полезно собирать: насекомых,
вредных в растениеводстве, гербарий хлебных и кормовых злаков, коллекцию
мхов и болезненных образований, помологическую коллекцию, модели садо-
вых инструментов и орудий обработки, модели парников, дендрологическую
коллекцию в обрубках и дощечках и т.д. <…>
К этому отделу необходимо также отнести собрание искусственных гнёзд
(скворечниц) в натуральную величину, изготовленных обязательно с соблюде-
нием всех правил и снабжённых описаниями, для каких полезных птиц они
предназначены и на какой высоте должны быть помещаемы.
9. Зоология, зоотомия, анатомия и гигиена
Современная педагогия в основу изучения живой природы (зоологии и
ботаники) полагает биологический метод, а не изучение систематики. Следова-
тельно и наглядные пособия должны представлять главным образом те живые
организмы, которые дают наибольший биологический материал и выясняют
единство жизни в природе, способствуя «раскрытию закона изумительной це-
лесообразности в природе и того Великого Разума, которым все создается и
управляется в природе и во всей вселенной».
В настоящее время труд преподавателя по составлению биологических
коллекций значительно облегчается тем обстоятельством, что такие коллекции
и руководства начали появляться и в продаже.
Со времени введения в курсе начальной школы анатомии и гигиены отдел
этот в школьном музее приобрел еще большее значение. А между тем стои-
мость хороших пособий по анатомии так велика, что приобретение их для не-
богатой школы часто совершенно невозможно. Можно посоветовать только,
чтобы пособия такие приобретались исподволь и не в ущерб другим предметам,
имеющим в курсе школы равное значение.
<…>
Необходимым дополнением к картинам должна служить коллекция по
мимикрии – подражательной и охранительной окраске. Такая коллекция может
иметь в школе большое значение при объяснениях многих вопросов биологиче-
ского характера.
Полезно также иметь коллекцию вредных насекомых, в особенности ме-
стных.
Составление коллекций бабочек и других насекомых можно советовать
только таким школам, где имеется для школьного музея отдельное помещение
и достаточное количество витрин.
34