Page 35 - Школьный музей в мире современных технологий: проблемы и перспективы
P. 35
Нам кажется, что лучше ограничиться собиранием типичных представи-
телей этого класса, по возможности наиболее крупных, которые могли бы быть
использованы и как модели для рисования.
Что же касается разных чучел и препаратов, то отнюдь не следует зада-
ваться широкими планами, а приобретать их по мере надобности. Лучше всего,
конечно, заняться самому препарированием, привлекая к этой работе и более
способных детей, отчего школьный музей много выиграет, как в моральном,
так и в материальном отношениях.
По зоотомии желательно иметь скелеты человека, лягушки, представите-
лей птиц, рыб и др., черепа – обезьяны, собаки, одного из жвачных животных и
т.д., а также коллекцию раковин.
По анатомии и гигиене заслуживают внимания «Анатомические табли-
цы» Е. Фишера <…>, а также «Первая помощь в несчастных случаях» Эшнера.
<…>
Модель туловища из папье-маше, стоящую весьма дорого, в некоторой
степени может заменить «Разборная модель человеческого тела». <…> Модели
отдельных органов – глаза, уха, сердца и т.д., стоят сравнительно недорого и
приобретение их крайне желательно.
Наконец, многие препараты могут быть приготовлены школьным врачом,
для чего школьный музей всегда должен иметь в запасе некоторое количество
подходящей посуды.
10. Животноводство: пчеловодство, шелководство,
птицеводство, рыбоводство
Этот отдел должен служить вообще дополнением предыдущего отдела, а
в частности – давать учащимся элементарные понятия по таким важным отрас-
лям хозяйства, как пчеловодство и шелководство, ибо эти знания – в той, или
иной форме – должны сообщаться во всякой школе, хотя бы при изучении гео-
графии России, т.к. рассадником рациональных знаний в широких кругах на-
родных масс должна быть первым долгом школа и ее учитель.
Из наглядных пособий по животноводству в продаже имеется весьма не-
много; а потому, кроме разборных моделей Щепанскаго и некоторых картин
известных пород домашних животных, школьный музей следует пополнять вы-
резками иллюстраций из разных журналов и приложений, чучелами, сравни-
тельными диаграммами, разработанными в удобопонятной для детей форме,
моделями разных систем ульев, как рациональных (Дадана, Левицкого и др.),
так и примитивных (дуплянки, борти и др.) с употребительными пчеловодными
принадлежностями, а также различными приспособлениями по шелководству с
показанием постепенной обработки шелка, небольшими моделями построек по
отделу животноводства, тоже различных качеств, дабы дети наглядно и быстро,
путём сравнения, могли сами установить преимущества того, или иного типа.
Не имея возможности в краткой заметке указать все то, что полезно было
бы в школе при сообщении детям этих сведений, могу только отметить, что ка-
жущаяся обширность их в значительной степени отпадает при хороших нагляд-
ных пособиях и умелом пользовании ими.
35