Page 33 - Школьный музей в мире современных технологий: проблемы и перспективы
P. 33

Из картин и таблиц необходимо приобретать все, что так, или иначе мо-
жет быть полезно для дела. <…>

        7. Минералогия и кристаллография
       При преподавании минералогии самыми лучшими пособиями, конечно,
нужно считать натуральные коллекции, привлекая к составлению их самих
учащихся. Дети очень охотно принимают участие в работах, в особенности, ко-
гда ими руководить при определении минералов.
       <…>
       Из картин и рисунков необходимо иметь те, кои иллюстрируют месторо-
ждение и разработку ископаемых богатств, как в России, так и за границей.
Крайне необходимо иметь шкалу твердости, паяльную трубку, приборы для оп-
ределения удельного веса и некоторые руководства по классификации.
       По кристаллографии необходимо иметь типичные стеклянные модели с
осями, хотя бы главнейших 6-ти систем, пополняя постепенно важнейшими
комбинациями, придерживаясь в дальнейшем принятого учебника.
       При изучении краткого отдела кристаллографии, особенное значение
придается практическим занятиям детей, как-то: вырезыванию и склеиванию
кристаллов из картона, на котором грани кристаллов предварительно переби-
ваются из таблиц, имеющихся в продаже, или приложенных к учебнику, изго-
товлению кристаллов из дерева, или глины, вырезыванию кристаллов из карто-
феля и корнеплодов, причём оси в этом случае делаются из проволоки, или
шпилек.
       Как ценное пособие, следует иметь коллекцию отдельных кристаллов по-
род, доступных приобретению, строго систематизировав их.
       <…>
       Относительно настоящего отдела вообще нужно заметить, что в началь-
ной школе не только кристаллография, но и минералогия не могут иметь места
самостоятельных предметов, т.к. преподавание их должно носить динамиче-
ский характер. Вследствие этого, в школьном музее особое внимание должно
быть удалено динамическим процессам, т.е. образованию и беспрерывным из-
менениям земной коры; тогда этот отдел, в связи с живой природой, явится не-
обходимым дополнением к выяснению многих биологических вопросов.

       8. Ботаника, садоводство, огородничество, лесоводство и полеводство
       В виду того, что страна наша по преимуществу земледельческая и от бла-
госостояние этой отрасли труда зависит развитие всех прочих, – промышленно-
сти, торговли и т.д., – настоящий отдел в Русской школе приобретает исключи-
тельное значение.
       По ботанике главным пособием должны являться, конечно, живые экзем-
пляры растений, но так как ими не всегда возможно бывает пользоваться, а
иногда является необходимость демонстрировать предмет, или его части, в уве-
личенном размере, то отсюда и вытекает необходимость иметь в школьном му-
зее, кроме гербариев, еще картины и модели. <…>

                                                           33
   28   29   30   31   32   33   34   35   36   37   38