Page 31 - Школьный музей в мире современных технологий: проблемы и перспективы
P. 31
главных букв, стенной букварь, портреты писателей, басни в картинах, а также
коллекции моделей различных орудий и домашней обстановки, могущих дать
детям наглядное представление при проработке изучаемых статей и вызвать их
на обмен мыслей.
Конечно, и в этом случае придется пользоваться большинством коллек-
ций из других отделов, т.к. при изучении языка, а в особенности при изложении
мыслей – нет возможности ограничиться только тем, что входит в этот отдел.
Поэтому-то <…> в школьном музее все должно быть пронумеровано, а
для отдела языкознания – составлен специальный каталог с указанием также и
тех №№, которые, хотя входят в другие отделы, но имеют отношение к содер-
жанию прорабатываемого учебного материала. Тогда преподавателю легко бу-
дет использовать богатства школьного музея, а слово его, иллюстрируемое кар-
тинами, коллекциями, образцами, моделями и проч., станет действительно сло-
вом живым, способным привлечь детское внимание и вызвать захватывающий
интерес.
4. Математика
Область математики, как наиболее отвлеченная в курсе начальной школы,
требует не только широкой наглядности в обучении, но и активного участия де-
тей в работе при помощи внешних чувств: зрения, осязания и слуха. И чем ме-
нее развиты дети, тем более они нуждаются в, так называемом, лабораторном
способе обучения, 1) когда, для усвоения отвлечённых понятий, урок сопрово-
ждается черчением, рисованием, лепкой, вырезыванием, склеиванием и т.п. ра-
ботами, дабы ребёнок собственным опытом пришёл к известному выводу. Та-
ков современный взгляд лучших педагогов на дело преподавания математики в
младших классах школы.
Отсюда станет ясен тот характер, который должны носить учебные посо-
бия, входящие в состав настоящего отдела. Поэтому в достаточном числе сле-
дует иметь кубики, шарики, палочки, фасоль, горох и т.д. Затем – разные таб-
лицы, меры веса, длины, жидкостей, сыпучих тел, различные приборы для оп-
ределения времени, а также площади и объема, прибор Лая, прибор для изуче-
ния дробей Байера, русские арифметические счеты, таблицы монет и т.д.
Для изучения геометрии, кроме набора геометрических тел, конечно, не-
обходимо иметь и некоторые измерительные инструменты: мензулу, нивелир,
астролябию и т.п., но, к сожалению, большинство встречающихся в продаже
этого рода учебных пособий носят характер скорее игрушек, а не измеритель-
ных приборов, годных для практических работ.
Если школа не располагает средствами на приобретение этих инструмен-
тов из более лучшего сорта, то рациональнее изготовить их домашними средст-
вами, тем более, что участие детей в изготовлении простейших приборов и гео-
метрических тел весьма полезно и в целях чисто учебных. Вообще надо заме-
тить, что большая часть предметов настоящего отдела может быть изготовлена
самими детьми.
31