Page 30 - Школьный музей в мире современных технологий: проблемы и перспективы
P. 30
нию, этот ценный материал, за малыми исключениями <…> не обращает на се-
бя и по сие время должного внимания.
2. История, археология и нумизматика
Каждому преподавателю должно быть известно, что «история представ-
ляет собою не столько изложение отвлечённых положений и выводов, сколько
полную ярких красок и движений картину человеческой жизни. Как же тут
обойтись без красочных, рельефных изображении?»
Если при изображении исторических действий, преподаватель, обладаю-
щей даром слова, может иногда обходиться без наглядных пособий, то при изо-
бражении в исторических описаниях состояний – без наглядности обойтись со-
вершенно невозможно.
Так как история тесно связана с историей культуры, а в частности с ар-
хеологией и нумизматикой, то, кроме карт и картин, этот отдел следует попол-
нять археологическими находками и старыми монетами.
<…>
…кроме картин по истории, сюда должны быть отнесены портреты цар-
ствовавших Государей, полководцев, государственных и др. деятелей, снимки
исторических достопримечательностей, предметы и модели памятников рус-
ской старины, картины по истории культуры человека, модели жилищ и орудий
первобытного человека и т.д.; по археологии желательно собрать все, что мо-
жет быть встречено в данной местности и у частных лиц, которые часто жерт-
вуют для музея и весьма ценные вещи; кроме того, весьма полезно было бы из-
готовить 1–2 модели древних погребений (курган в разрезе). Коллекции по ну-
мизматике почти всегда составляются в школьном музее при посредстве детей,
т.к. этого рода коллекции слишком обширны и дороги. Между тем – «более или
менее полная коллекция монет и меновых знаков – это, можно сказать, нагляд-
ная политическая и социальная история государств».
Для пополнения этого отдела следует делать вырезки иллюстраций из
журналов. Эти рисунки, пронумерованные и вложенные в папки, окажут боль-
шую услугу при освещении различных исторических моментов.
3. Языкознание
«Учите ребенка, – говорит К.Д. Ушинский, – каким-нибудь пяти неиз-
вестным ему словам и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжи-
те с картинками двадцать таких слов и ребёнок усвоит их на лету». Эти слова
лучшего нашего педагога служат ярким доказательством необходимости картин
вообще при обучении и в частности – при изучении языка; ибо рациональная
постановка изложения мыслей, устно и письменно, имеющая огромнейшее зна-
чение в деле развития учащихся, только и возможна при наглядности в обуче-
нии. Как бы ребёнок не был молчалив и застенчив, картина, да еще художест-
венная – развяжет ему язык и он заговорит так, как то нужно для дела.
<…>
Кроме картин, имеющих значение при обучении чтению и письму, в от-
деле языкознания должны войти различные таблицы: алфавиты строчных и за-
30