Page 29 - Школьный музей в мире современных технологий: проблемы и перспективы
P. 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ОТДЕЛЫ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ
(из кн.: Н. Хитьков. Школьный музей. Его значение и организация. –
Киев: Тип. бр. Я. и М. Кушнеровых, 1913)
Организация школьного музея
Школьный музей может быть подразделён на следующие отделы: 1) Ре-
лигия и нравственность; 2) История, археология и нумизматика; 3) Языкозна-
ние; 4) Математика; 5) География, космография и этнография; 6) Геология и
почвоведение; 7) Минералогия и кристаллография; 8) Ботаника, садоводство,
огородничество, лесоводство и полеводство; 9) Зоология, зоотомия, анатомия и
гигиена; 10) Животноводство, пчеловодство, шелководство, птицеводство, ры-
боводство и т.п.; 11) Физика, химия и метеорология; 12) Производства, ремесла
и ручной труд; 13) Промышленность и торговля; 14) Искусства: рисование, вы-
жигание, лепка, вышивание и т.п. и 15) Из жизни данного училища.
1. Религия и нравственность
Неподражаемые образцы наглядного обучения дал нам Божественный
наш Учитель, выводя на простых примерах Свое высокое учение о Царстве Бо-
жием.
А между тем, к стыду нашему, в вопросах религии и нравственности мы
совершенно игнорируем наглядность. Этим, быть может, и объясняется та ин-
дифферентность учащихся в области веры, которую мы наблюдаем в последнее
время. И это, полагаю, есть самое ужасное, ибо отнимите у молодого поколения
веру и в душе его ничего не останется, т.к. взамен веры вы ничего ему не дади-
те.
А без веры в святое, возвышенное, лучшее мыслима ли борьба юной ду-
ши с житейскими невзгодами и несчастьями, подстерегающими ее в наш век на
каждом шагу.
Отсюда ясно, что школа, совместно с семьей, должна всеми способами
развивать в подрастающем поколении веру в Высшее Начало и любовь к ближ-
нему, без чего оно не может идти по правильному пути духовного развития, со-
ставляющего для человечества одну из главнейших задач.
Здесь-то, кроме личного примера, большую роль и должна сыграть на-
глядность в обучении. А потому, кроме карт по Священной истории, этот отдел
школьного музея обязательно должен иметь хорошие картины из истории Вет-
хого и Нового завета (Махаев и Гречушкин, Сидорский и др.), картины по ис-
тории апостольских деяний (Райкауф и Шмаук), виды Палестины (Прейшен и
Дмитриев, 6 хромолитографированных таблиц, изд. Гросман и Кнебель); а так-
же изображения храмов, монастырей, городов, замечательных в религиозном
отношении, снимки с известных икон и церковных достопримечательностей.
<…>
Огромную услугу преподавателю может оказать также все, что относится
к жизни и деятельности известных подвижников и проповедников. К сожале-
29