Page 22 - Школьный музей в мире современных технологий: проблемы и перспективы
P. 22

В своем развитии школьный музей в России прошел несколько этапов:
       1. С начала своего возникновения на рубеже XIX-XX вв. вплоть до конца
1920-х гг. школьный музей создается исходя из потребностей школы в нагляд-
ном преподавании, он активно включен в учебный процесс для осуществления
наглядного метода, знакомства с действительностью, с требованиями окру-
жающей жизни. Он является плодом общих усилий, совместного творчества
педагогов и их учеников, которые вместе занимались собиранием или изготов-
лением пособий.
       2. В 1930-е и 1940-е гг. в связи с развитием школьного краеведения и ори-
ентированием школы на осуществление идей политехнизации музей наглядных
пособий превращается собственно в краеведческий. В результате чего в школах
конца 1930-х – начала 1940-х гг. стали открываться комплексные музеи краеве-
дения. С 1950-х гг. начинается процесс формирования сети школьных музеев,
давших импульс для создания школьных музеев практически всех профилей.
       3. К середине 1980-х гг. в России сформировалась весьма обширная сеть
школьных музеев – четыре с половиной тысячи. В количественном отношении
они стали преобладать над всеми другими группами музеев, образующих
структуру музейной сети страны. Из среды школьных музеев выделяются му-
зеи-лидеры, которые формируют облик школьного музея этого времени и ока-
зывают влияние на остальные.
       4. Однако в 1990-х гг. школьные музеи переживают известный кризис и
подвергаются модификациям, связанным с коренными изменениями в общест-
венной и экономической жизни страны. Часть музеев приходит в упадок либо
закрывается, что объясняется сменой идеологических приоритетов (вследствие
чего некоторые музеи, прежде всего военно-исторического профиля, теряют ак-
туальность); слабой преемственностью в работе руководителей (на смену энту-
зиастам 1970-1980-х гг. не всегда приходят новые кадры); материальными
трудностями и отсутствием правового статуса.10
       На протяжении более чем двух веков школьные музеи прошли путь от
представления коллекций, используемых в учебном процессе в качестве на-
глядного материала, до ответа на идеологические запросы «боевого коммуни-
стического воспитания»; решая задачи «приблизить школу к жизни» через соз-
дание условий для развития необходимых в жизни навыков, любознательности,
способности к самообразованию. Интересно, то именно таким образом сформу-
лированные задачи школьного музея были обозначены в популярной в начале
XX в. брошюре Н. Хитькова «Школьный музей. Его значение и организация»
(Приложение 1).

10 Ушакова В.И. Школьный музей как компонент образовательного пространства школы// Вестник МГУКИ.
2010, сентябрь–октябрь № 5 (37). С.196-197.

                                                           22
   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27