Page 26 - Школьный музей в мире современных технологий: проблемы и перспективы
P. 26
К вещественным музейным предметам относятся знамена, орудия труда,
образцы продукции, оружие, обмундирование, предметы быта и одежды, в том
числе произведения профессионального декоративно-прикладного искусства и
народного творчества, мемориальные предметы; археологические материалы,
добытые в результате раскопок, а также случайных находок; нумизматические
материалы (монеты, боны, медали).
К письменным музейным предметам относятся:
− экземпляры книг, журналов и газет, если они представляют собой перво-
источники информации по тематике музея, – книги, брошюры, журналы,
номера газет, в которых напечатан материал о школе (при этом к основному
фонду относятся газеты до 1955 года, издания же более позднего времени
считаются библиотечным материалом; вырезки из газет не относятся к ос-
новному фонду);
− книги и другие массовые издания, если они обладают признаком мемори-
альности; учебники, по которым занимались ученики прошлых лет; книги с
автографами, дарственными надписями;
− листовки, объявления, пригласительные билеты.
К изобразительным музейным предметам относят карты, атласы, глобусы,
планы, чертежи, связанные с историческими событиями и явлениями, историей
науки или географическими открытиями, произведения изобразительного искус-
ства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство).
К фонозаписям относятся кинопленки, магнитные ленты, дискеты, ком-
пакт-диски, пластинки.
В соответствии со значением предметов для образовательных целей му-
зейные фонды делятся на фонд музейных предметов и научно-вспомогательный
фонд, включающий научно-вспомогательные материалы.
Научно-вспомогательный фонд – совокупность предметов и материалов,
выполняющих вспомогательную функцию при изучении и использовании му-
зейных предметов основного фонда. Это различные воспроизведения: копии,
муляжи, макеты, слепки, реконструкции, карты, планы, чертеж-схемы, этике-
таж. В ряде случаев возможен переход научно-вспомогательных материалов в
число музейных предметов основного фонда. Так, при утрате уникального
предмета его копия может приобрести значение музейного предмета. Диаграм-
мы, схемы, составленные или изготовленные лицом, сыгравшим выдающуюся
роль в науке, становятся мемориальными, т. е. музейными предметами.
Реализуя важную социокультурную функцию – документирование про-
цессов и явлений, происходящих в природе и обществе, музеи занимаются
комплектованием фондов. Комплектование фондов – это процесс выявления и
сбора предметов музейного значения, приобретающих в музее статус музейных
предметов.
Музеи пополняются предметами, характерными и типичными для опре-
деленной эпохи и/или местности (систематический или типологический способ
комплектования). Фонды музеев могут комплектоваться разнотипными предме-
тами, связанными общей темой (тематический способ комплектования). Как
правило, фонды школьных музеев формируются комплексно, объединяя и сис-
26