Page 21 - Школьный музей в мире современных технологий: проблемы и перспективы
P. 21
числа обучающихся и педагогов; собранные и поступившие в музей экспонаты
должны быть зарегистрированы в Книге поступлений; музей должен распола-
гаться в отдельном помещении, которое оборудовано для хранения и экспони-
рования музейных предметов.
Соответственно, функциями школьных музеев, согласно указанному
Письму, являются: документирование природы, истории и культуры родного
края; осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обу-
чению, развитию, социализации обучающихся; организация культурно-
просветительской, методической, информационной и иной деятельности, раз-
решенной законом; развитие детского самоуправления.
Важной особенностью школьного музея является его открытость: он соз-
дается и живет при непосредственном участии школьников, он находится в
школе, его можно посетить в любой момент, самим фактом своего бытия он со-
единяет образование и культуру.
Традиционное восприятие музея как собрания раритетов может быть от-
несено к школьному музею лишь отчасти. В середине XIX в. существовали
«педагогические музеи», решавшие насущные просветительские задачи и обес-
печивающие учебный процесс наглядностью разного рода. Педагогические му-
зеи были своеобразными информационно-методическими центрами, в которых
можно было познакомиться и заказать наглядные пособия для земских школ. В
таких музеях находились таблицы по анатомии или математике, иллюстрации
по географии и истории, карты, физические приборы, методические руково-
дства для учителей, учебники9. Можно сказать, что они, отчасти, были прообра-
зами современных школьных музеев.
В это же время именно на территории образовательных учреждений соз-
давались первые краеведческие коллекции, давшие начало региональным исто-
рико-краеведческим музеям. Так, например, произошло в Екатеринбурге, когда
на базе мужской гимназии членами Уральского общества любителей естество-
знания был создан первый в городе музей.
Немного информации
Рождение будущего Свердловского областного краеведческого музея произошло
29 декабря 1870 г. (по старому стилю, по новому – 10 января) в актовом зале екатерин-
бургской мужской гимназии, на учредительном собрании УОЛЕ. Основание музея бы-
ло положено небольшим собранием первых даров Обществу, сделанных его учредите-
лями.
О.Е.Клер вспоминал впоследствии, что «по окончании первого заседания… Обще-
ства, в актовом зале гимназии все поступившие для музея и библиотеки предметы и
книги свободно умещались в одной, занятой у супруги директора гимназии, решетке
для белья…». Но уже через год члены УОЛЕ обсуждали проект «Правил для составле-
ния коллекций музея и пользования ими», на основании которых был определен крае-
ведческий профиль будущего музейного собрания.
В течение первого года существования музея УОЛЕ начали формироваться четы-
ре коллекции – зоологическая, минералогическая, палеонтологическая, ботаническая.
9 Салова Ю.Г. Музеи наглядных пособий и их роль в развитии земской школы // История и культура Ростовской
земли. Материалы конференции года. - Ростов, 2009. С. 200-206..
21