Page 20 - Школьный музей в мире современных технологий: проблемы и перспективы
P. 20
Глава 2. Школьный музей: традиции и новации
2.1. Школьный музей как социокультурный феномен
Особенности музея образовательной организации
Под школьным музеем понимается музей общеобразовательной органи-
зации, созданный руками самих учащихся под руководством взрослого курато-
ра. Школьные музеи могут быть самых разных профилей: исторические, воен-
но-исторические, естественнонаучные, историко-биографические, литератур-
ные и др.
Немного информации
К 2004 г. в Интернете можно было найти упоминания о 683 школьных музеях,
расположенных преимущественно в Европе (442 или 64,7 %). Лидером из 30 европей-
ских государств … выступала Германия, где было создано более 100 подобных музе-
ев. Эти цифры указывают не столько на стремление государств сохранять культурное
наследие, связанное с историей национальных традиций образования, сколько на ог-
ромный энтузиазм отдельных подвижников, стремящихся сохранить школьные тра-
диции некоего конкретного места или региона…
Школьные музеи, начавшие возникать в середине XIX в., нередко были связаны
с учительскими ассоциациями, а так же коммерческой (или, по крайней мере, реклам-
ной) презентацией новых учебных принадлежностей, с самим современным образова-
нием. Современные школьные музеи имеют другую организационную форму: это ме-
стные ассоциации, коллекции по истории школы, региональные или городские музеи
(иногда, связанные со школами, университетами или более масштабными музеями), а
так же национальные педагогические музеи.
Б. Шуштар. Школьные музеи Европы: многообразие подходов //
Вопросы музеологии. 2012. № 2(6). С. 80-81
Правовое поле организации и деятельности школьных музеев определено
Примерным положением о музее образовательного учреждения (школьном му-
зее), введенном в действие письмом Министерства образования Российской
Федерации от 12.03.2003 № 28-51-181/16 «О деятельности музеев образова-
тельных учреждений».
В Письме Минобразования дается общая характеристика направленности
школьных музеев и раскрываются условия его создания и функционирования.
В частности, отмечается, что направленность школьных музеев носит по пре-
имуществу краеведческий характер. Музей создается по инициативе педагогов,
обучающихся, родителей, общественности. В приказе, изданном в образова-
тельной организации, указывается учредитель музея (как правило, это само об-
разовательное учреждение). Для создания и деятельности школьного музея
должны быть соблюдены следующие условия: деятельность школьного музея
регламентируется Уставом или положением; необходим музейный актив из
20