Page 23 - Школьный музей в мире современных технологий: проблемы и перспективы
P. 23

Немного информации

               Под наименованием «Школьный музей», разумеется, нельзя понимать та-
        кое учреждение, где собраны те, или иные, научные редкости. В школьном му-
        зее они только желательны и могут быть приобретаемы, в особенности те из
        них, кои характеризуют данную местность со стороны геологической и истори-
        ческой, а также выясняют особенности окружающей флоры и фауны. Этим
        школьные музеи несомненно принесут пользу не только школе, но и науке, ибо
        не один десяток, не одну сотню научных ценностей, быть может единственных,
        сохранят потомству от разрушения времени и невежественного уничтожения
        малокультурными обладателями их. Во всяком случае, это не есть прямая зада-
        ча школьного музея.

               Музей, о котором мы хотим сказать, есть просто необходимое собрание
        коллекций, приборов, картин и вообще всего того, что повседневно употребля-
        ется в школе, где введено наглядное преподавание.

               Поэтому и программа такого музея должна быть самая обширная и разно-
        образная, т.к. он должен заключать в себе все то, что может оказаться полезным
        при сообщении детям сведений по природоведению в самом широком смысле
        этого слова, а также – истории, географии, этнографии, механике, промышлен-
        ности и т.д. Причём, все это должно быть систематизировано и, вообще, нахо-
        диться в таком порядке, чтобы преподаватели могли легко и быстро ориентиро-
        ваться, отыскивая то, что необходимо в данный момент, а главное – по данному
        вопросу.

               Разбросанность же наглядных учебных пособий приносит делу обучения
        огромный ущерб, не говоря уже о том, что систематическое собирание и сохра-
        нение коллекций, требуя средств и огромных трудов, с наибольшим успехом
        возможно только при существовании школьного музея как учебно-
        вспомогательного учреждения.

                                                               Из кн.: Н. Хитьков. Школьный музей.
                                                            Его значение и организация (Киев, 1913)

       Кризис школьных музеев 1990-х годов привел к необходимости поиска
новых форм его организации, адекватных современному этапу развития обще-
ства и образования как его составной части. Изменения, которые происходят
сегодня со школьными музеями, связаны с осознанием ряда позиций. Прежде
всего с пониманием, что определение «школьный» означает не местонахожде-
ние, а выражает его специфику – служить ресурсом для творческой деятельно-
сти детей и педагогов, способствовать взаимодействию детей, педагогов и ро-
дителей, обогащать учебный процесс. Он входит в пространство школы, обо-
гащая его, обеспечивая включенность детей в процесс формирования коллек-
ции. Школьный музей, по идее, должен привлекать не только отдельных педа-
гогов-энтузиастов, но весь педагогический коллектив к использованию его кол-
лекций в образовательной деятельности. Он не должен стремиться быть похо-
жим на классическое музейное учреждение, поскольку наряду с культурной
ценностью музейный предмет в школьном музее обладает образовательным на-
значением.

       Уникальной особенностью школьного музея является то, что созданный
руками педагогов, детей и их родителей, он «служит» своим создателям, в от-

                                                           23
   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28