Page 27 - Школьный музей в мире современных технологий: проблемы и перспективы
P. 27

тематический и тематический способы комплектования. При комплектовании
музейных фондов учитываются такие общие критерии, как информативность,
привлекательность, репрезентативность источника, которые дополняются част-
ными характеристиками, отражающими специфику коллекции (материал, тех-
ника изготовления, датировка, форма, размер и др.).

       Например, в Александринской гимназии Санкт-Петербурга фонды
школьного музея отражают главную идею – воссоздание духа гимназического
образования рубежа XIX–XX вв. Чтобы погрузиться в атмосферу гимназии на-
чала прошлого века, достаточно попасть в гимназический класс, который вос-
произведен в интерьере музея. Столы учителя, классной дамы, учеников, ста-
ринное пианино, глобус, перьевые ручки, деревянные счеты, ноты «Прелюдии
Ф. Шопена», книги по методике преподавания – подлинные предметы расска-
зывают о прошлом гимназического образования Санкт-Петербурга 1860–
1915 гг. Как отмечала основатель музея, О. В. Шаркова, главное место в экспо-
зиции уделено историческому источнику, обращение к которому становится
основой для исследовательских работ («Символика предмета», «Игрушки пе-
тербургских детей», «Торговый Петербург», «Городской транспорт столицы»,
«История моды и кинематографа», «Мода как исторический источник» и др.)13.
Таким образом, концепция музея (его основная идея) реализуется в организа-
ции экспозиции, что, в свою очередь, обеспечивает решение историко-
культурных, учебных, воспитательных задач организации школьного музея.

       Для комплектования фондов рекомендуется создать в образовательной
организации фондовую комиссию школьного музея, которая сможет осуществ-
лять экспертную оценку собранных материалов, определять их подлинность,
степень достоверности, соответствие профилю музея, выносить заключение о
включении в коллекцию.

       Поскольку в словосочетании «школьный музей» слово «музей» является
главным, надо согласиться с теми авторами, которые говорят о необходимости
учитывать в комплектовании фондов, хранении и экспонировании материалов
требования, предъявляемые к музею как институту сферы культуры.

       Так, при открытии школьного музея рекомендуется учитывать сущест-
вующие требования к нормативной документации: наличие таких локальных
актов образовательной организации, как 1) Устав школьного музея с приложе-
ниями «Положение о совете музея», «Положение о попечительском совете (при
наличии)», «Положение о совете ветеранов (при наличии)»; 2) Приказ о созда-
нии музея; 3) Приказ о назначении руководителя, должностные инструкции ра-
ботников музея.

       Паспортизация музеев образовательных организаций (школьных музеев)
проводится в настоящее время в соответствии с требованиями Примерного по-
ложения о музее образовательного учреждения (школьном музее), утвержденном
письмом Минобразования России от 12.03.2003 г. №28-51-18/16. Целями и зада-
чами паспортизации являются регистрация школьных музеев с вручением им

13 Вахрамеева О.Б. Современный школьный музей: петербургский и европейский опыт // Вопросы музеологии.
2014. № 2(10). С.72.

                                                           27
   22   23   24   25   26   27   28   29   30   31   32