Page 25 - Школьный музей в мире современных технологий: проблемы и перспективы
P. 25
Школьный музей сегодня: фонды, профили,
нормативная документация
Школьный музей сегодня – это некоммерческое, негосударственное уч-
реждение культуры и образования, созданное, как правило, на общественных
началах для решения задач обучения и воспитания по сохранению и трансляции
социальной памяти. Доминирующими функциями школьного музея являются
культурно-образовательная, включающая просветительскую и информативную
составляющие, и коммуникативная, обеспечивающая взаимодействие обучаю-
щихся, педагогов, родителей с историческим прошлым посредством музейного
предмета.
Согласно Словарю актуальных музейных терминов, профиль музея опре-
деляется связью музейного собрания и/или музейного объекта с какой-либо от-
раслью науки или сферой деятельности. Профиль музея – это его специализа-
ция, которая оказывает влияние на все направления его работы. Школьные му-
зеи могут быть следующих профилей: краеведческие, направлением деятель-
ности которых является документация и презентация исторического, природно-
го и культурного развития территории; исторические, в том числе с локальной
исторической проблематикой (истории поселения, образовательной организа-
ции, градообразующего предприятия-партнера школы, детских движений и
пр.); научно-технические, посвященные какой-либо отрасли научных или тех-
нических знаний; естественнонаучные (геологические, химические, зоологиче-
ские, ботанические, экологические) и др.
В зависимости от определения приоритетных направлений деятельности
говорят о типе музея: монографическом (посвященном одной теме); комплекс-
ном (посвященном нескольким темам); мемориальном (создаваемом в память о
выдающемся событии или лице, расположенном на месте события, или в па-
мятном здании, имеющим подлинные экспонаты того времени или личные ве-
щи, независимо от профиля); историко-биографическом и пр.
Фонды музея – это совокупность подлежащих учету музейных предметов
и музейных коллекций.
Среди видов деятельности любого музее особое место занимает хранение,
предполагающее создание материальных и юридических условий, при которых
обеспечивается сохранность музейного предмета и музейной коллекции, и пуб-
ликация, включающая все виды представления обществу музейных предметов и
музейных коллекций путем публичного показа, воспроизведения в печатных
изданиях, на электронных и других видах носителей, размещения сведений о
музейных предметах и музейных коллекциях в информационно-
телекоммуникационной сети «Интернет».
Фонды школьного музея могут включать как уникальные (подлинные)
музейные предметы, обладающие культурной ценностью, так и модели, репли-
ки, обеспечивающие его культурно-образовательную значимость.
Музейные предметы можно разделить на вещественные, письменные,
изобразительные, фонозаписи.
25