Page 24 - Школьный музей в мире современных технологий: проблемы и перспективы
P. 24
личие от музеев, которые создаются специалистами для внешних «потребите-
лей» – музейной аудитории. Зачастую существование школьного музея (осо-
бенно в небольших поселениях – селах, поселках, малых городах) становится
фактом социокультурного развития местного сообщества, когда в его создании
и мероприятиях, проводимых в его пространстве, принимают участие не только
ученики школы и их родители, но и все жители.
Многие педагоги-исследователи до сих пор связывают перспективы раз-
вития школьных музеев с развитием краеведения и туристско-краеведческой
деятельности учащихся. Как отмечается авторами Методических рекомендаций
по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведче-
ских объединений, «усиление краеведческой составляющей образования, осо-
бенно если оно осуществляется на базе школьного музея, – позитивная тенден-
ция нашего времени и лучшая основа для патриотического воспитания подрас-
тающего поколения».11 Справедливости ради надо сказать, что современные
школьники воспринимают музей несколько иначе: они хотели бы видеть его
как отражение собственного мира увлечений и интересов.
Важным направлением деятельности школьных музеев современные ис-
следователи называют обеспечение трансляции методического опыта, накоп-
ленного в образовательной организации. Поскольку традиционным разделом
школьного музея является представление истории школы, обращение к педаго-
гическому опыту прошлого может стать значимым для современных педагогов,
обеспечивая их профессиональный рост. Кроме того, в школьном музее могут
быть представлены методические разработки, подготовленные учителями, в ко-
торых они делятся своими достижениями и педагогическими находками.
Трудно не согласиться с высказанной новосибирским педагогом
Е. В. Тараненко мыслью, что школьный музей «с точки зрения методического
сопровождения целостного воспитательного процесса в образовательном учре-
ждении может (и должен) исполнять роль системно-комплексного методиче-
ского центра, лаборатории, своего рода «копилки». Где, как не в музее, хранить,
экспонировать, использовать лучшие методические разработки классных руко-
водителей, лучших учителей-предметников, хранить обобщeнный опыт передо-
вых педагогов, опыт воспитательной деятельности, обеспечивать информаци-
онное сопровождение опытно-поисковой деятельности в области воспитания,
развития учащихся в школе»12. Так школьный музей может стать методическим
центром, аккумулирующим педагогическую информацию.
11 Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведче-
ских объединений: Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной за-
щиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. № 06-11. URL:
http://turcentrrf.ru/d/358156/d/02_metodrek_deyatelshcolmuz.pdf.
12 Тараненко Е.В. Музейная педагогика и ее возможности в процессе воспитания //Электронная газета «Инте-
рактивное образование» Выпуск №8, декабрь 2006. URL:
http://io2.nios.ru/old/releases.php?art=01&div=10&num=08.
24