Page 43 - Информационно-коммуникационные площадки по патриотическому
P. 43
чающихся и дислогий (неспособность использовать родной язык как
главный инструмент сознания, освоения культурного опыта, обще-
ния) у детей и юношества. Преподаватели самых престижных россий-
ских и иностранных вузов обращают внимание на усиливающуюся
языковую деградацию каждого нового поколения студентов и отме-
чают, что если десять лет назад у молодежи существовала проблема
изложить мысль в письменной форме, то теперь они уже не могут ее
правильно высказать.
В России стало особенно заметным влияние этих общемировых
проблем на подростковую возрастную группу. Об этом свидетельству-
ют результаты международных исследований в сфере образования, со-
гласно которым российские школьники занимают в возрастной группе
детей 9 – 10 лет лидирующие позиции по чтению и пониманию текста,
но уже к 15 годам перемещаются в середину рейтинга.
Привычка к чтению у человека формируется в раннем возрасте и
требует поддержки на всех этапах взросления – от первых лет жизни
до периода обретения социальной и гражданской зрелости. Отсутствие
такой поддержки и контроля на каком-либо этапе приводит к утрате
интереса к чтению, а затем – к ухудшению читательской грамотности и
невосполнимым потерям в культурном и интеллектуальном развитии
юного гражданина.
Первым социальным институтом, от которого зависит развитие ре-
бенка как читателя на протяжении всего периода его взросления, явля-
ется семья. Лучшие результаты по уровню читательской компетентно-
сти показывают дети из семей, где родители сами любят читать и еще
до обучения в образовательной организации читают вместе с детьми
вслух. Однако таких семей, как показывают социологические опросы, в
стране меньшинство.
При сохранении отмеченных тенденций на фоне усложнения гло-
бальных процессов Россия, которая многие годы позиционировалась
как самая читающая страна в мире, рискует получить в будущем мало
читающее и малообразованное поколение.
В Российской Федерации не хватает специалистов по детской лите-
ратуре и недостаточно развита литературная критика и библиография
в области литературы для детей и юношества.
Все это свидетельствует о необходимости принятия на уровне го-
сударства комплекса целенаправленных мер по поддержке детского и
юношеского чтения как основы общей и профессиональной культуры
41