Page 42 - Информационно-коммуникационные площадки по патриотическому
P. 42
В вопросах приобщения детей и юношества к чтению важен весь
комплекс художественной, учебной, развивающей, познавательной,
научно-популярной детской литературы. Такая литература является
фундаментом детского образования. Между тем в России у детской и
юношеской аудитории выявляется существенный спад интереса к по-
знавательной литературе. Выпускаемая детская печатная продукция
адресуется в основном дошкольной аудитории.
Крайне неразвитым остается региональное книгоиздание для детей.
Более половины наименований и тиражей детской книги выпускают
чуть более 30 издательств. Устойчивый выпуск детской книги поддер-
живают всего 10 региональных издательств, в остальных издательствах
детская книга занимает периферийные позиции.
Из-за удорожания и малого тиража детской книги снижается ее до-
ступность, которая зависит от государственной поддержки издателей,
выпускающих детскую литературу, а также от почтовых, транспортных
льгот и других преференций. Особенно эти факторы влияют на доступ-
ность детской книги для жителей сельской местности.
Создание полнотекстовых электронных ресурсов детской литерату-
ры предусматривает решение проблемы, связанной с сохранением до-
ступности детей и юношества к лучшим образцам детской литературы
в популярном цифровом формате.
Влияние современной информационной среды на ситуацию с чте-
нием следует признать неоднозначным. Во всем мире реальностью ста-
ло изменение практик чтения – от чтения на бумаге к чтению на экране
(все чаще на экране мобильных устройств) и использование медийных
продуктов в общем образовании, однако научного понимания процес-
сов, последствий и рисков раннего приобщения детей к электронной
культуре не сформировано. Специалисты предупреждают о нарастаю-
щих проблемах, связанных с концентрацией внимания, клиповостью
восприятия и мышления, ослаблением когнитивных способностей
молодого поколения, с тем, что углубленное аналитическое чтение все
чаще подменяется поверхностным просмотром текстов в электронной
среде, не позволяющим осмыслить и запомнить прочитанное и полу-
чить прочные знания.
Наряду с очевидным снижением потребности в чтении педагоги,
логопеды, детские психологи отмечают у детей более позднее овла-
дение речью, недостаточность словарного запаса, растущее число
дислексий (нарушение чтения), дисграфий (нарушение письма) у обу-
40