Page 41 - Информационно-коммуникационные площадки по патриотическому
P. 41
– для формирования общекультурного потенциала страны;
– для повышения качества жизни.
Среди всех каналов коммуникации чтение, особенно чтение книг
(как в печатном, так и в электронном виде), является самым значимым
фактором сохранения ядра национальной культуры, поддержания и
приумножения богатств родного языка, формирования речевой куль-
туры.
Несмотря на очевидную важность и незаменимость чтения, сниже-
ние интереса к нему наблюдается во всем мире.
Причины этой общемировой тенденции не исследованы в полной
мере. Принято связывать их с глобализацией, повсеместной доступ-
ностью электронных аудиовизуальных средств массовой информации,
развитием экранной культуры, социальных сетей и индустрии развле-
чений. Считается, что именно эти факторы обусловливают вытеснение
чтения как незаменимого прежде источника социально значимой ин-
формации, снижение его культурного престижа.
Отдаленные последствия этой тенденции также не осмыслены, хотя
острота проблем чтения, необходимость изучения факторов, порож-
дающих эти проблемы, признаются повсеместно. В развитых и разви-
вающихся странах обсуждаются необходимость и цели расширения и
повышения качества читательской аудитории, объема, содержания и
средств решения задач, стоящих в связи с этим перед соответствующи-
ми институтами.
Россия так же, как и другие страны, переживает кризисные процес-
сы в чтении, в том числе детском чтении, приобщении детей и юноше-
ства к письменной культуре. Вместе с тем кризис чтения в России имеет
свои особенности – как никогда прежде издается колоссальное разно-
образие книг и другой печатной продукции, в том числе для детского
и юношеского возраста. Однако этот культурный эффект ослабляется
целым рядом таких факторов, как отсутствие интереса к чтению у зна-
чительной части населения (в том числе у молодых родителей), нераз-
витость инфраструктуры книжной торговли, бедность значительной
части населения и библиотек, которые не в состоянии эти книги при-
обретать (не только в малых городах и на селе, но даже и в крупных
городах, особенно в так называемых депрессивных регионах), отсут-
ствие эффективной системы навигации в литературном потоке, долж-
ного уровня экспертизы книг, особенно для детей и юношества, а также
другие факторы.
39