Page 188 - Информационно-коммуникационные площадки по патриотическому
P. 188
аудиторию к встрече с самым ценным в коллекции музея. Он может
несколько раз на протяжении экскурсии упоминать об этом экспонате,
подчеркивая его уникальность и значимость, чтобы в момент «встре-
чи» группа была максимально открыта для восприятия.
Исходя из признания приоритета в музее предметных впечатлений,
формулируется такой критерий оценки деятельности экскурсовода, как
соотношение показа и рассказа. Последний имеет подчиненное значение,
создавая определенную установку на восприятие, а потому экскурсия ни
в коем случае не должна превращаться в лекцию. Это дается с трудом
даже очень опытным мастерам: каждый из нас вспомнит случаи, когда
он не отрываясь, смотрел «в рот» экскурсовода, превратившись прежде
всего в слушателя и не обращая внимания на экспонаты. Для того, чтобы
сосредоточить внимание группы на предмете, экскурсоводы используют
такое мощное средство воздействие, как перерыв в рассказе, паузу – знак
первичности визуальной информации. Она и служат для того, чтобы
человек, перестав быть слушателем, мог сосредоточиться на рассматри-
вании. Признавая первичность показа, экскурсовод не станет держать
группу около одного экспоната, произнося длинные монологи, а, напро-
тив, создаст ситуацию «завоевания знаний».
Хотя рассказ имеет подчиненное значение, важнейшим критерием
оценки мастерства экскурсовода является его речь. <...> Речь экскурсо-
вода – это, прежде всего, речь собеседника, а не информатора, а потому
от нее, помимо грамотности, требуется естественность интонации. На-
чинающий экскурсовод не должен встать на путь освоения бытующей,
к сожалению, искусственной, «экскурсионной» манеры произнесения,
внимательно следя также за темпом речи, громкостью голоса. Наконец,
очень важна эмоциональная насыщенность речи. Одинаково плохое
впечатление производят и быстро утомляют сухая, лишенная личного
отношения манера изложения и излишне взволнованная, с заметными
«пережимами» и эмоциональными всплесками речь.
Таковы основные критерии оценки труда экскурсовода – собесед-
ника музейной аудитории. Освоение коммуникативных навыков при-
годится школьнику отнюдь не только в музее, но и в его дальнейшей
жизни и в общении с людьми.
Музейный праздник в школе
Школьные музеи сегодня очень разные – по профилю, темати-
ке, жанру, видам деятельности. Одни музеи сосредотачивают свое
186