Page 185 - Информационно-коммуникационные площадки по патриотическому
P. 185

чрезвычайно важный показатель мастерства экскурсовода, в том
числе юного.

   Обозначенная тема имеет много аспектов. Мы затронем главным
образом те, которые связаны с подходом к экскурсии как специфиче-
скому виду общения и, исходя из этого, сформулируем критерии оцен-
ки мастерства экскурсовода, которые было бы неплохо учитывать тем,
кто готовит детей к проведению экскурсии по школьному музею.

   Главным критерием, безусловно, является владение темой. Экскур-
санты хотят видеть в экскурсоводе-собеседнике компетентную лич-
ность, знатока. Любые ошибки и неточности сразу подрывают доверие
группы, которое очень трудно бывает восстановить. Поэтому при ра-
боте над экскурсией преимущественное внимание важно уделить ее
содержанию, включая такие моменты, как полнота раскрытия темы,
четкость структуры, логические переходы между отдельными фраг-
ментами экскурсии. Однако в экскурсии, которая, повторяем, пред-
ставляет собой творческий акт публичного общения, одинаково важно
не только что произносит экскурсовод, но и как он преподносит мате-
риал. Поэтому его мастерство оценивается не только по чисто содержа-
тельным параметрам.

   К первостепенным может быть отнесен такой критерий, как адрес-
ность экскурсии, или дифференцированный подход к группе. Ведь об-
щение может считаться состоявшимся лишь в том случае, если учи-
тываются особенности и интересы собеседника. Нет ничего более
очевидного, чем требование адресности, но, тем не менее, именно оно
нарушается чаще всего. Нередко приходится наблюдать, что даже для
профессионального экскурсовода первостепенное значение имеют не
люди, к которым он обращается, а заранее приготовленный текст, от
которого он не в состоянии отступить. Подобная внутренняя установ-
ка на проведение экскурсии для «посетителя вообще» порождает мо-
нотонную, не к человеку обращенную интонацию. К сожалению, еще в
большей степени это относится к юным экскурсоводам, который часто
предъявляют аудитории заученный текст, который чрезвычайно труд-
но воспринять.

   Для экскурсии как вида общения очень важно умение экскурсо-
вода осуществлять контакт с группой. Важным моментом с точки
зрения установления этого контакта является вступительная беседа,
когда происходит знакомство экскурсовода с аудиторией. Опытный
экскурсовод никогда не будет игнорировать эту часть экскурсии. На-

                                            183
   180   181   182   183   184   185   186   187   188   189   190